Письма в революцию (методические материалы к 100-летию революции)
Разработка содержит методические рекомендации по проведению в старших классах урока, посвященного 100-летию Великой российской революции, и технологическую карту урока. Материал дополнен видеосюжетом, статьями и документами.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Материалы разработаны в контексте осмысления исторических итогов той революции, которая до сих пор будоражит умы политологов, политиков, да и обычных людей. Так чем же была это революция на самом деле - трагедией, достижением, неизбежностью, шагом вперед или шагом назад?
Методические материалы разработаны для классных руководителей и учителей истории и литературы, организаторов воспитательной работы, руководителей школьных музеев и библиотек.
Класс: 9–11.Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерные презентации к уроку.
Триединая цель данного урока:
- определить основные черты и характер революции 1917 года, особенности жизни и быта людей в эти годы, расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и общества в изучаемый период.
- продолжить формирование аналитических умений, умения работать с фактическим материалом, документами, участвовать в дискуссии, делать выводы и обобщения, диалогической и монологической речи как основы межличностной коммуникации;
- формировать чувство ответственности за свою Родину. Не обеляя, но и не очерняя историю нашей страны в этот период, формировать у учащихся ценностные установки толерантности, помочь им выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ, технология проблемного обучения
Способ организации учебной деятельности: групповая форма работы
Оборудование урока: интерактивная доска, пакет рабочих документов на каждую группу, учебник: УМК по истории России 10 класс,О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, П. Н. Романова, тетрадь
Основные понятия темы: революция, двоевластие, монархия, Учредительное собрание
Задачи урока:
- Сформировать представление о революции как о попытке реализации буржуазно- либеральной модели развития страны, выявить причины, участников, цели, основные события и результат революции. Выяснить причины неизбежности падения самодержавия и возможность её сохранения. Показать революцию в России как часть общеевропейского процесса
- Закрепить умение работать с историческими документами, анализировать текст и отвечать на вопросы к документу. Развивать умение работать в команде, умение приходить к общему решению
- Воспитывать терпимость, уважение к чужому мнению.
Проблемные вопросы:
- Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?
- Была ли революция неизбежна или всё-таки…?
Ход урока
Учитель . Ребята, скажите когда вы в последний раз писали письма? А кому?
А ваши родители пишут письма?
Скажите, в основном, о чём мы пишем в своих письмах?
А можно ли наши письма, простых людей, назвать историческим источником?
Составляется кластер:
Давайте попробуем определить, сильные и слабые стороны письма как исторического источника?
/на доске совместно с учащимися составляется таблица перекрестной дискуссии/
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Неофициальная трактовка событий. 2. Неизвестные факты 3. Личностный характер 4. Взгляд современника событий. |
1. Субъективный взгляд 2. Могут быть недостоверные факты 3. Преувеличение собственной роли автора 4. Письмо под диктовку 5. Малозначительность информации |
Учитель: Долгое время в нашей истории эпистолярный жанр был особенно популярен. Как вы думаете, в чем значимость эпистолярной активности граждан?
(Ответы учащихся.)
Письма всегда отражали настроения людей, их восприятие тех событий и явлений, которые происходили в стране, жизни, будучи своеобразной ответной реакцией на действия власти, реакцией, которую власть вовсе и не ожидала.
Итак, тема нашего урока «Письма в революцию».
Сегодня, мы с вами попробуем от лица различных слоев населения российской империи, написать в ту эпоху письма, в которых будем задавать наиболее важные вопросы, которые уверена помогут осмыслить значимость и последствия этого величественного и в тоже время и трагического события.
В год столетия революции 1917 года, как вы считаете, какие уроки мы должны учесть? (ответы детей)
– А теперь, с помощью информационных текстов, что лежат у вас на столах, вам необходимо прочитать их, делая пометки на полях.
/Работа с тестами, написание писем./
Скажите, почему вы написали именно такое письмо?
А Давайте, сравним ваши ощущения революции с письмами современников происходивших тогда событий. – (чтение писем)
И так, мы видим две точки зрения, точнее два взгляда на события тех лет. Какие? Ваши и представителей того времени.
Вывод: Реакция общества противоречивая, но в целом, мы можем констатировать, что власть лишилась божественного ореола.
Вопрос:Изменения какого характера пришли в общество и государство в целом, на ваш взгляд?
Но прежде давайте прислушаемся к строкам Б. Пастернака…
Я пропал, как зверь, в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.Темный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.Что же сделал я за пакость,
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Как вы думаете, чем закончит этот умирающий, затравленный писатель своё стихотворение?
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Учащимися делается вывод: А теперь, давайте сравним фотодокументы: быт и жизнь английских рабочих семей и российских начала века. Что называется: найди 10 различий.
Учитель: Давайте вернёмся к началу нашего разговора. Так какие же письма писали люди в 1917 прошлого века? Как отражали они ту эпоху?
Возможно, ли положить на одну чашу благое будущее и травлю друг друга способом самоуничтожения? И если мы говорим сегодня о приоритете человеческой личности как главной ценности, то возможно ли вообще такое сопоставление?
Лично мне, близки в этом плане слова Андрея Вознесенского:
Все прогрессы – реакционны,
Если рушится человек.
Сегодня мы с вами говорили о судьбах и значении для истории маленьких и больших людей. Поэтому закончить наш урок я хотела бы словами ещё одного поэта – шестидесятника Е.Евтушенко
Когда придет в Россию человек,
Который бы не обманул России?
В правительстве такого чина нет,
Но, может быть…когда-нибудь…впервые…
А что он сможет сделать лишь один?
Как столько злоб в согласие он сложит?
Мы ни за что его не пощадим,
Когда он лучше сделать нас не сможет.
Когда придет в Россию человек?
Когда… когда все будут человеки.
Но все чернее и чернее снег,
И всё отравленнее мы и реки.
Не хлеба – человека недород
В России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ,
Который бы не обманул Россию?
Мы все, здесь присутствующие очень надеемся , что ваше поколение вместе с нами и есть тот самый народ. Алесь Адамович как-то сказал: «Мир может спасти только один человек и этот человек – ты». Задумайтесь над этими словами.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы о значении и содержании эпистолярного жанра На основе полученного кластера предлагается сформулировать тему урока. Тема высвечивается на доске |
Перед учащимися стоит задача, в которой необходимо выделить значимость эпистолярного жанра и сформулировать тему урока Записывают тему в тетрадь |
Постановка цели урока |
Вопрос: На какие вопросы в рамках обозначенной темы нам предстоит ответить? На доске высвечивается план урока:
Учитель предлагает ученикам проблемное задание
Учитель определяет, с помощью чего будут добываться знания, объясняет способ работы на уроке, даёт рекомендации, как работать в группе. Учитель сообщает, какая система оценивания ответов будет использована в конце урока |
Ученики формулируют план темы по аналогии с тем, по которому рассматривалась тема: первая русская революция (алгоритм) Ученики заранее разбиты по группам (6 человек) и специально рассажены, у каждой группы есть рабочий пакет документов, необходимый на уроке |
Изучение новой темы А) Определение причин революции
|
Учитель предлагает на основе собственного осмысления приступить к написанию писем, в которых в первую очередь должна прослеживаться мысль о том, какими причинами была вызвана революция в России. Обсудить в группе и записать свой ответ на специальном листе ответов, а также себе в тетрадь. На доске высвечиваются приложения с письмами очевидцев для сравнительного анализа с письмами учеников. Учитель просит каждую группу определить правильность своего ответа |
Ученики, работают в специальном листе ответов По окончанию работы одна из групп озвучивает свою версию, другие могут дополнять или оспаривать, предлагая свои версии Отвечают на вопросы учителя индивидуально |
Б) Выявление участников революции и их настроений
|
Вопрос:
|
Делают записи в тетрадь по ходу рассказа учителя и с помощью хронологической таблицы ищут ответ на поставленный вопрос. Одна из групп озвучивает выполненное задание Один из учеников выполняет задание у доски |
В) Работа с документом
|
Закрепляющее задание на интерактивной доске: соотнесите события и хроники изображенные на фотодокументах. |
Каждая группа выполняет задание, работая с фотографией. |
Учитель предлагает проанализировать |
Одна из групп высказывает свою позицию. Другие группы могут дополнять |
|
Учитель предлагает послушать стихи поэтов и определить отношение российского общества к революции и высказывает свою позицию на основе стихотворных строк поэтов-шестидесятников. |
Самостоятельное обсуждение в группах |
|
Вопросы: Каков был главный итог революции? |
Выдвигают версию об итогах революции |
|
Г) определение характера революции
|
Учитель предлагает определить характер революции:
|
Каждая группа обсуждает вопрос и формулирует свою позицию. |
Д) Итоги революции |
Предлагает подвести итоги революции, показывает слайд |
Формулируется общая позиция |
Е) Ответ на проблемный вопрос |
Учитель напоминает проблемный вопрос, поставленный в начале урока и предлагает группам подумать над ним и выработать общую позицию |
|
Подведение итогов |
Учитель организует совместное с учениками подведение итогов урока. Выслушивая мнение учеников, учитель даёт краткую оценку работы всех групп и отдельных учеников |
Подводится общий итог урока: удалось ли достигнуть поставленной цели урока, какая группа работала более активно, дружно, слаженной командой, кого из учеников можно отметить особо |
Рефлексия |
Учитель предлагает учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу группы |
Самооценка своей работы на уроке |
Домашнее задание |
Учитель объясняет домашнее задание, построенное дифференцированно 1. прочитать параграф № 5 и ответить на вопросы. 2. Написать заметку в газету о событиях в России февраля-октябрь 1917г. от лица представителя одной из политических партий. |
Записывают домашнее задание Задают вопросы учителю, требующие пояснения |