Первоначальные сведения о строении вещества
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» изучается на первой ступени обучения физике после темы: «Введение».
Знание о строении вещества пронизывает все разделы физики, являясь фундаментом всех естественных наук.
Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» способствует формированию научного мировоззрения, развитию творческого мышления и имеет большое воспитательное значение.
Формирование мировоззрения начинается с систематического формирования основных понятий материи и её движения. Учение о строении вещества подводит школьников к таким важным проблемам, как познаваемость природы на всех её уровнях, сущность научного объяснения явлений, единство теоретического и экспериментального методов исследования.
Раннее ознакомление школьников с идеями молекулярной теории создает большие возможности для развития теоретического мышления учащихся, поскольку свойства твердых, жидких и газообразных тел, передача давления, вопросы гидростатики, теплоты, электропроводности и другие рассматриваются не только описательно, но и выясняется их сущность с позиций современных научных теорий.
В данной теме закладываются первые представления о познаваемости даже таких явлений, которые недоступны непосредственному наблюдению. При введении первоначальных сведений о молекулах используется прошлый опыт и знания учащихся, полученные ими при изучении курса «Природоведение», что подчеркивает значимость воспитательного момента.
Проверка знаний и умений по теме первоначальные сведения о строении вещества» предусмотрена на Едином Государственном экзамене в теме 2.1 «Молекулярная физика»
2.1.1 Модели строения газов, жидкостей и твердых тел
2.1.2 Тепловое движение атомов и молекул вещества
2.1.3 Броуновское движение
2.1.4 Диффузия
2.1.5 Экспериментальные доказательства атомистической теории.
1.2. Принципы отбора содержания образования
Отбор содержания образования проходит с учётом следующих принципов:
- раздел предусматривает изучение лишь тех явлений и законов, знание которых необходимо современному человеку;
- материал должен усваиваться учащимися на уровне понимания наиболее важных проявлений, физических законов в окружающем мире;
- изучаемые явления должны тесным образом соприкасаться с практической деятельностью человека;
- содержание материала должно способствовать развитию способностей учащихся к исследованию, формировать умения проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания;
- содержание раздела предусматривает преемственность – расширение и углубление знаний учащихся, полученные на уроках природоведения;
- наконец, необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся.
Урок № 4.4 - 7 класс
Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества».
Цель: ознакомить школьников с опытными фактами, позволяющими высказать гипотезу о строении вещества; ввести представления о частицах, которые недоступны прямому наблюдению; продолжить формирование умений объяснять известные факты, явления, свойства тел на основе атомно-молекулярного учения; обсуждать наблюдаемое явление, выражать свои мысли вслух.
Задачи урока:
Обучающие:
- Познакомить учащихся со строением вещества.
- Ввести новые понятия : “молекула”, “атом”.
- Познакомить учащихся со свойствами молекул.
- Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике.
Развивающая:
- Развивать у учащихся познавательный интерес,
- Расширять их кругозор, память, воображение.
- Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять,
- Применять полученные знания в новой ситуации.
- Формирование информационной компетентности.
Воспитательная:
- Формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения,
- Продолжать формировать положительную мотивацию к учению.
- Коммуникативные умения, дисциплинированность.
- Прививать интерес к изучению физики.
Тип урока: урок – исследование, изучения нового материала с использованием эксперимента, презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Строение вещества. Молекула”, учебник “Физика -7” А.В.Пёрышкина, три мерных стакана, перманганат калия, сосуд с водой, стеклянный шар, манометр, прибор для демонстрации расширения тел, спиртовка, подсолнечное масло, сахар.
I этап: Повторение и отработка изученного материала
II этап: Мотивация к деятельности
III этап. Учебно-познавательная деятельность:
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Постановка демонстрационных экспериментов учителем
- Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
- Решение задач.
- Проверка полученных результатов. Коррекция.
- Рефлексия. Домашнее задание.
Тема |
«Первоначальные сведения о строении вещества» |
||
Цель темы |
Формирование у учеников целостного представления о строении вещества. Развитие умения анализировать процессы, сравнивать явления, работать в малых группах.
|
||
Основное содержание урока, термины и понятия |
Строение вещества. Молекулы. Атомы.
|
||
Планируемый результат |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|
|
Организация пространства
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Химия, биология, история |
Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная |
Учебник Перышкин А.В. «Физика 7 класс» М., «Дрофа» 2014 Рабочая тетрадь по физике 7 класс Минькова Р.Д.Ю Иванова В.В, ЦОР на CD «7-11физика» ,компьютер, проектор, презентация. Мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой, дощечка с двумя вбитыми гвоздями, монета, пинцет, бумажные салфетки. |
I этап. Повторение и отработка изученного материала
Цель – проверить степень усвоения предыдущего материала. |
Фронтальный опрос, физический диктант. (приложение № 1) |
II этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на получение новых знаний о строении вещества. |
Проблемная ситуация Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, Не то, что мните вы, природа: писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним. Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на предыдущих уроках. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?». Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества. Проблемная ситуация: предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Куда исчез сахар? Если он не исчез, а растворился, о чём говорит то, что чай стал сладким? Какими же малыми должны быть эти частицы? Слайд 1(презентация – Приложение № 2) |
III этап Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения |
Учебные задания |
Универсальные учебные действия |
Диагностические задания |
|||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
|||
1)Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||
Цель: Показать что размеры частиц вещества очень маленькие, между частицами есть расстояние и оно может изменяться.
|
Задание №1. Работа в парах. Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? В первом стакане окрашенная жидкость. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другую пробирку с чистой водой. Из второго стакана полученную жидкость перелейте в третий стакан с чистой водой. В конце опыта оцените окрас жидкости в трех пробирках и сделайте вывод. Ответьте на вопросы: Сохранились ли основное свойство вещества – цвет? Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества? |
Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, доказательство, структурирование знаний. |
Волевая саморегуляция планирование |
умение слушать собеседника, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, умение договариваться и находить общее решение. |
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности |
Рабочая тетрадь сделать записи |
Задание№2 Работа в парах. Капнем каплю растительного масла на поверхность воды. Проследим за ее поведением. Оценим размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла. |
Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, доказательство, структурирование знаний. |
Волевая саморегуляция планирование |
умение слушать собеседника, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, умение договариваться и находить общее решение. |
Формирование у учеников целостного представления о строении вещества |
|
|
2) Постановка демонстрационных экспериментов учителем. |
||||||
Цель: освоение полученной информации | Эксперимент №1: нагревание стеклянного шара, соединенного с манометром. Вывод: оббьем воздуха изменяется при его нагревании и охлаждении. Эксперимент №2: металлический шарик свободно проходит через кольцо. После нагрева шарик застревает в кольце. Вывод: твердые тела изменяют объем при нагревании и охлаждении. Эксперимент №3: Нагревание воды. Вывод: жидкости изменяют объем при нагревании и охлаждении. Эксперимент №4: след мела на доске. Вывод: тела состоят из очень маленьких частиц. Слайд 2 |
Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, доказательство, структурирование знаний. |
Волевая саморегуляция планирование |
умение слушать учителя, умение обосновать собственное мнение, умение находить общее решение. |
Формирование у учеников целостного представления о строении вещества |
|
3) Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
||||||
Фронтальная работа. Обсуждение результатов опытов. Что можно сказать о размерах частиц? Сохраняют ли они свои свойства? Есть ли между ними промежутки? Что происходит с промежутками меду частицами при нагревании и охлаждении вещества? Вывод: молекулы – это… слайд 3 Молекулы состоят из атомов. Слайд 3 Молекулы состоят из атомов. Слайд 4
ЦОР на СД модель молекулы Размеры молекул. Слайд 5 Физминутка. Слайд 6,7 |
структурирование знаний, знаково-символическое моделирование, синтез-составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и обоснование, доказательство. |
Волевая саморегуляция планирование, коррекция |
умение договариваться и находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
формирование картины мира |
|
|
4) Решение задач |
||||||
Цель: закрепить полученные знания о строение вещества | Задание№3 слайды 8-10 Работа в малых группах. 1.Рука золотой статуи в храме, которую целовали прихожане, заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо, знамение? 2.Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах готовящейся еды… Как это могло произойти? Что доказывает распространение запахов? 3.Износ обуви, углубления в ступеньках древних лестниц, протирание локтей пиджаков… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие? |
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
оценка, коррекция, контроль |
умение договариваться и находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур и тд.
|
|
5) Проверка полученных результатов. Коррекция |
||||||
Цель : Проверить результат освоения полученных знаний, коррекция |
Задание№4 слайд 11 Дописать предложения. Все вещества состоят из-…. Молекула – это … Между молекулами существует … Правильность выполнения проверить на слайд 12 |
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
контроль, коррекция |
владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения |
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия |
|
6) Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 13 Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся. Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях. Появилась возможность влиять на происхождение явлений, т. е. помогать управлять этими явлениями. Зная строение тел, мы ответим на вопросы: почему при нагревании твёрдые тела превращаются в жидкости, а жидкости – в газ? Почему каучук упругий, а воск мягкий? Почему две капли воды сливаются в одну, но в тоже время два стальных шарика при ударе отскакивают друг от друга. На эти и другие вопросы мы ответим; зная строение вещества. Учитель фиксирует оценки учащихся, выдает домашнее задание § №7,8; |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.