Первая мировая война в плакатном искусстве
Интегрированное внеклассное занятие по истории России и искусству поможет старшеклассникам не только углубить знания по теме "Первая мировая война", но и познакомиться с яркими образцами плакатного искусства, почувствовать атмосферу эпохи, научиться сопоставлять исторические факты с художественными произведениями. Мероприятие проводится в формате посещения выставки плакатов.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Пояснительная записка
Рамки любого урока часто не позволяют более широко представить учащимся учебный материал, который в школьных учебниках излагается «сухим» языком факта, без художественной образности, что создаёт для многих школьников трудности в его восприятии и запоминании. Внеклассное мероприятие может стать в этом смысле хорошим дополнением к урокам истории и мирового художественного искусства. Учащиеся получают возможность углубить свои знания и повторить уже изученный материал. Тема мероприятия тесно связана с темами учебников по истории: Алексашкина Л.Н. Всеобщая история: XX – начало XXI века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Москва. Мнемозина, 2015; глава 5 «Первая Мировая война на фронтах и в тылах»; Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России: XX начало XXI века. 11 класс/ Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2015, тема III «Монархия накануне крушения», параграф 8 «Россия в Первой Мировой войне»; Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. Учебник. Москва: ВЛАДОС, 2014, раздел II, тема 10 «В поисках утраченных идеалов». Учебный материал запоминается лучше, если он сопровождается зрительным рядом – подборкой произведений изобразительного искусства. Поэтому внеклассное мероприятие, рассказывающее о событиях Первой Мировой войны с помощью красочных плакатов, непременно создаст в воображении учеников запоминающуюся картинку. Кроме того, плакат как доступный многим жанр живописи благодаря своему образному языку поможет надолго сохранить в памяти полученную информацию.
Цель – углубить знания учащихся о Первой Мировой войне с помощью плакатного искусства.
Задачи:
- знакомство учащихся с произведениями русских художников-плакатистов на тему Первой Мировой войны;
- развитие интереса школьников к истории и культуре нашего Отечества;
- воспитание гражданственности и патриотичности школьников.
Ожидаемые результаты:
- личностные: осмысление идейно-художественного опыта русских людей в период Первой Мировой войны;
- предметные: знание основных событий и героев Первой Мировой войны, представление плакатного искусства этого периода;
- метапредметные: владение умениями работать самостоятельно с дополнительной информацией и сопоставлять исторические факты с художественными произведениями.
Оборудование мероприятия:
- презентация по теме мероприятия;
- выставка буклета к 100-летию со дня начала Первой Мировой войны «Первая Мировая война 1914-1918 годов»: Профессиональная библиотека школьного библиотекаря/Приложение к журналу «Школьная библиотека», Москва, 2014; серия 2, выпуск 3;
- алгоритм создания плаката (Приложение).
Форма проведения мероприятия – «посещение выставки плакатов».
Участники мероприятия из числа учащихся:
- «Куратор выставки» (1)
- «Экскурсоводы» (7)
- «Посетители выставки» - учащиеся класса
Ход мероприятия
I. Актуализация знаний по теме «Первая Мировая война»
Чтение учащимся стихотворения Олеси Емельяновой «Первая Мировая война»
Террорист Гаврило Принцип
В Сербии убил австрийца –
А австрийца не простого,
А наследника престола!
В гневе Австро-Венгрия
Бросилась на Сербию.
Сербия была мала,
Защититься не могла,
И тогда она Россию
Заступиться попросила.
Немцы с Австрией дружили
И нас напасть решили.
Так война как снежный ком
Покатилась кувырком:
Тридцать восемь стран дрались,
Реки крови пролились,
Рвался тоннами тротил,
Но никто не победил –
От войны той все устали
И сражаться перестали.
Да, война глупа порой,
Но солдат всегда герой!
Вопрос к учащимся:
- Какие общие сведения вы получили о Первой Мировой войне на уроках истории?
- Какие знания вы почерпнули самостоятельно из разных источников об этом событии?
II. «Посещение выставки»
1. Приглашение на «выставку» - вступительное слово «куратора выставки»
В переломные моменты истории, а именно таким событием стала для Европы Первая Мировая война, активизируется пропаганда с целью информирования народонаселения и привлечения его к участию в благотворительных акциях. Роль средств пропаганды в Первую Мировую войну выполняли
- печать (газеты, журналы, открытки и т.п.)
- кинематограф
- письма с фронта
- агитационный плакат.
Плакаты военного времени, являвшиеся не только художественными произведениями, но и историческими документами, зримо, образно, ярко и доступно вели пропагандистскую и агитационную работу. Плакатное искусство в те годы окружало людей повсюду: их размещали в газетах и журналах, расклеивали на заборах, выставляли в окнах зданий, репродуцировали на открытках и марках, на папиросах и спичечных коробках и даже на конфетных обёртках. И оно действительно оказывало сильное воздействие на население, информируя его, поднимая воинский дух и формируя патриотические чувства, а также призывая к благотворительности.
Я приглашаю вас посетить «выставку», посвящённую плакатам Первой Мировой войны, которые выпускались типографией И.Д.Сытина, открыточной фабрикой А.Ф.Постнова, обществами «С.Лапин с С-ми», «А.Ивасенко и К°», общиной Святой Евгении при Российском Обществе Красного Креста, Скобелевским, Александровским, Алексеевским комитетами заботы о раненых и другими многочисленными общественными организациями (демонстрация слайда).
2. «Экскурсия по залам выставки»
1 зал – «Плакат как вид искусства»
1 экскурсовод:
Вопрос к учащимся: Что называют плакатом?
Слово «плакат» происходит от латинского слова «placatum» (свидетельство, объявление), это крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом.
Перед Первой Мировой войной плакатов в Российской империи не печатали, но широко была распространена лубочная культура. Лубок – примитивные юмористические картинки с короткими надписями, часто зарифмованными; также перед войной появились рекламные вывески, выполненные в европейской манере. Сплавом этих двух жанров и стали плакаты периода первой Мировой войны (демонстрация слайда). Главные свойства плаката: лаконичность, выразительность, доступность – делали его востребованным в народе видом искусства.
В годы войны сформировались и виды плакатов (демонстрация слайда):
- плакат-призыв (требование, просьба)
- плакат-информация
- плакат-образ
- плакат-послание
- плакат-метафора
- плакат-сатира.
При создании плакатов использовалась техника хромолитографии – цветной литографии (демонстрация слайда).
2 зал – «Содержание плакатов в годы Первой Мировой войны»
2 экскурсовод:
19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России, и пропагандистская машина государства заработала с небывалой мощностью. Первые плакаты провозглашали войну справедливой и священной, что вызывало в народе сильное патриотическое чувство (демонстрация слайда). Усилению этого чувства способствовали едкие сатирические плакаты, выставляющие врага в непривлекательном виде (демонстрация слайда). Вскоре стали появляться плакаты, содержащие информацию о ходе войны. Из плакатов гражданское население узнавало об истреблении австрийцев при переходе через Вислу нашей артиллерией, о захвате австрийского дирижабля, о захвате русскими солдатами немецкого поезда, о немецких зверствах и многом другом (демонстрация слайда).
Скоро выяснилось, что Россия плохо приготовлена к войне, а у правительства не хватает денег на вооружение. Это подтолкнуло художников к созданию плакатов с призывами к населению помочь деньгами и другими необходимыми вещами (демонстрация слайда). В большом количестве стали появляться плакаты с тематикой военных займов (демонстрация слайда).
Первая Мировая война принесла бесчисленные бедствия России, страна столкнулась с проблемами беженцев, огромным количеством раненых, сирот. Решить эти проблемы одному правительству было не под силу, и заботу о жертвах войны брало на себя гражданское общество, организуя благотворительные вечера, детские праздники, лотереи, пасхальные базары с целью сбора денег. Так появляются социальные плакаты патриотического содержания (демонстрация слайда).
Вопрос к учащимся:
- Какие вам известны крупные сражения Первой Мировой войны?
Битва при Танненберге; в ходе её русские войска из-за несогласованности действий были разбиты противником по частям и отброшены назад, при этом потери русской армии составили около 200 тысяч человек.
Галицийская битва стала основным сражением Первой Мировой войны и охватила Восточный фронт. Противостояние, в котором принимали участие примерно 2 млн человек семи армий, длилось с августа по сентябрь 1914 года. Эта битва для австрийцев была проиграна, а также они потеряли шанс одержать победу на русско-венгерском фронте в ближайшем будущем.
Саракамышская операция развернулась с 9 декабря 1914 года по 5 января 1915 года. В результате наступления турецких войск, планировавших уничтожить Кавказскую армию русских и завладеть городом Карас, небольшое количество русских войск было окружено в городе Саракамыш. Подошедшее подкрепление русских окружило турецкие войска, капитулировавшие на третий день. В результате Саракамышскох боёв русские пресекли дальнейшую агрессию турок.
Карпатское сражение. 7 января 1915 года Австро-Венгерские войска предприняли очередную попытку выбить русских из Галиции, окружив их на территории Польши, для чего им нужно было перейти Карпаты и взять противника в кольцо. До марта на горных перевалах велись ожесточённые бои, наконец Юго-Западный фронт русской армии пришёл в движение, но из-за погодных условий начавшееся наступление успеха не имело.
Галицийская битва, Карпатское сражение, Моозундское сражение, Брусиловский прорыв, Сарыкамышская операция, Горлицкий прорыв, Нарочская операция и другие освещались в средствах массовой информации. Многие важные операции с участием русских войск получили своё отражение в плакатном искусстве: расстрел русскими судами германского крейсера «Магдебург», бой при деревне Михайловка, битва с немцами на реке Бзуре, бой у Лыка, бой с австро-венгерскими войсками под Львовом, морской бой у острова Гельголанда, сражения под Варшавой и под Орлау и другие (демонстрация слайдов).
- Что вы знаете об этом?
3 зал – «Русские герои Первой Мировой войны»
3 экскурсовод:
В сражениях, о которых вы говорили в предыдущем зале, отметились геройством и мужеством русские воины.
- Каких героев Первой Мировой войны вы знаете? Какие подвиги они совершили?
Имена некоторых героев, таких как казак Кузьма Крючков и авиатор Пётр Нестеров, широко известны, об их подвигах много писали в газетах того времени.
- Чем прославили себя эти люди?
12 августа 1914 года во время сторожевого рейда Крючков и трое его однополчан — Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков — внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Немцы увидели, что русских всего четверо, и бросились в атаку. Казаки пытались уйти врассыпную, но вражеские кавалеристы оказались проворнее и окружили их. Крючков пытался отстреливаться, но патрон заклинило. Тогда с одной шашкой он вступил в бой с окружившими его 11 врагами. Через минуту боя Козьма, по его собственным воспоминаниям, был уже весь в крови, но раны оказались неглубокими — ему удавалось уворачиваться, в то время как сам бил врагов смертельно. Последние удары по немцам он наносил их же пикой, выхваченной у одного из убитых. А товарищи Крючкова расправились с остальными германцами. К концу боя на земле лежали 22 трупа, ещё двое немцев были ранены и попали в плен, а трое бежали прочь.
В лазарете на теле Крючкова насчитали 16 ран. Там его навестил командующий армией генерал Павел Ренненкампф, поблагодарил за доблесть и мужество, а затем снял Георгиевскую ленточку со своего мундира и приколол на грудь героя-казака. Козьма был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне.
В 1914 году Пётр Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой Мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова. Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли.
Эти подвиги отражены в том числе и в плакатном искусстве (демонстрация слайдов).
Известен подвиг полковника Комарова Дмитрия Григорьевича, взявшего полковое знамя из рук погибшего знаменосца и возглавившего атаку против германских войск (демонстрация слайда).
Геройски проявил себя рядовой Кац (демонстрация слайда). Посланный на заставу взвод солдат под его командованием укрылся в лесочке. Когда показались немцы, Кац послал солдата с донесением ротному командиру. При приближении немцев взвод открыл огонь. Немцы растерялись от неожиданности и не решились броситься в лес. Когда у русских закончились патроны, немцы перешли в наступление, а русские бросились в штыки. Кац, сражавшийся штыком, был тяжело ранен, но, теряя сознание, услышал русское «ура» - это подходили свои. За свой подвиг Кац был произведён в прапорщики и награждён Георгием.
Были и другие герои, отличившиеся в этой войне. Один из них – казак Лавин, который во время утренней разведки, отделившись от своего отряда, верхом на лошади направился в близлежащий лес; там казак заметил отряд из 19 австрийцев. Не растерявшись, Лавин бросился на противника, указывая рукой на лес и громко выкрикивая: «Сюда, братцы, сюда! Здесь они, держи их!» Австрийцы поверили, что они попали в засаду, и умоляюще подняли вверх руки. Лавин слез с коня и приказал пленным идти за ним, что те смиренно и сделали (демонстрация слайда).
Казаку Филиппу Приданникову снарядом раздробило ногу и убило под ним лошадь. Он с раздробленной ногой продолжал биться, заколол трёх австрийцев пикой, а когда пика выпала из рук, саблей зарубил ещё троих, после чего сам свалился. В Киеве, куда его доставили после боя, он получил поздравление командира полка и Георгия.
4 экскурсовод:
Вестовой Давид Выжимок под сильным огнём отыскал своего офицера, тяжело раненного в голову, и, несмотря на то что шансов выбраться живыми с поля боя было немного, пронёс его 6 километров, скрываясь во рвах и под мостами, за свой подвиг был награждён Георгиевским Крестом 4 степени (демонстрация слайда).
Молодой кавалерийский офицер корнет Георгий Лопухин, взяв в правую руку винтовку убитого солдата и встав во весь рост, призвал русских воинов в атаку. В это время его грудь пробивают несколько германских пуль, и он, прижав левую руку в белой перчатке к ране, начинает клониться назад (демонстрация слайда).
А были ещё казак Иванов; раненный пулей в грудь и пикой в ногу, продолжал биться с немцами, сразил офицера и трёх солдат, но обессилел и попал в плен, откуда через 18 дней сбежал и добрался до своих; казак Гумилов, вынесший на своём коне из гущи боя раненого офицера; старший унтер-офицер Субботин, вытащивший на своих плечах до 30 раненых товарищей, выскочивший из окопа с криком «Ребята, за мной!», обратил в бегство австрийцев, не желавших принимать штыкового боя с русскими. Или безымянный русский полковой священник, в одиночку приведший в плен 26 австрийцев: в лесу он натолкнулся на разъезд австрийских кавалеристов и, осенив их крестным знамением, стал убеждать, что грешно проливать славянскую кровь. Пламенная речь священника произвела на австрийцев такое сильное впечатление, что все они благоговейно последовали за священником в лагерь русских.
Мужество демонстрировали и женщины. Так, Мария Бочкарёва, русская Жанна д Арк, стала инициатором женских батальонов смерти и показала примеры геройства и храбрости, за что стала полным Георгиевским кавалером. Прославилась также и Римма Иванова, святая Римма, сестра милосердия. Любопытна история Киры Башкировой, которая под вымышленным мужским именем Николая Попова бежала на фронт, где участвовала в атаках, ходила в разведку и заслужила звание Георгиевского кавалера; правда открылась только в госпитале, куда она попала из-за тифа.
Ставшие известными и безвестные герои показали на фронтах первой Мировой войны чудеса храбрости и отваги, часто решая исход события в пользу русских (демонстрация слайда).
4 зал – «Художники-плакатисты»
5 экскурсовод:
История плакатного искусства наглядно показывает, что хороший плакат способен художественно воплотить в себе историческую реальность и действенно донести её до массового зрителя. Поэтому большую роль в создании плакатов играло мастерство художника, его способность в доступной и лаконичной форме информировать простого человека. И хотя многие плакаты имели хвастливый характер, иногда не соответствовали истинному положению на фронте, всё же они выполняли свою главную задачу – вызывали душевный подъём у населения и желание помогать фронту, тем более что война была затяжной и кровопролитной (демонстрация слайдов).
Привлекают внимание цветные многофигурные батальные сцены в хромолитографиях Ивана Дмитриевича Сытина и Ивана Абрамовича Морозова (демонстрация слайда).
Немного наивно, но впечатляюще смотрятся батальные сюжеты О.А. Шарлемана, С.Я.Фиалковского (демонстрация слайда).
Приняли активное участие в создании плакатов военного времени известные художники Виктор Васнецов, Константин Коровин, Леонид Пастернак (демонстрация слайда); много плакатов создал поэт Владимир Маяковский самостоятельно и в содружестве с Казимиром Малевичем; в их графике сатира на врага соседствует с прославлением подвигов героев (демонстрация слайдов); плакаты отличаются многофигурностью композиции, присутствием пейзажного фона, для плакатов характерна штриховая манера рисунка и многоцветье.
Русский художник Николай Рерих не участвовал в боях Первой Мировой войны, а его единственная работа на военную тему – антивоенный плакат "Враг рода человеческого", но для современников он стал одним из самых глубоких художников войны (демонстрация слайда).
Высокий профессионализм и мастерство художников сделали плакат этого времени ярким художественным явлением в русском искусстве начала XX века. Художники использовали разработанные ими элементы образного языка плакатного искусства, которые впоследствии активно использовали художники советского периода (демонстрация слайда).
3. Заключительное слово куратора выставки
Рассказать обо всём, что запечатлели художники на своих плакатах, невозможно в рамках одного посещения «выставки», но понять, что свою задачу художники выполнили, можно. Благодаря плакатному искусству не только современники той эпохи, но и последующие поколения знают о Первой Мировой войне, чтят подвиги рядовых и офицеров, сочувствуют погибшим и изувеченным. Кроме того, плакаты составляют большой пласт изобразительного искусства начала XX века и дают возможность понять, каким путём шло его развитие в это время. Плакаты дали русским художникам возможность «высказаться» о проблемах войны и сформировали в сознании военных людей и гражданского населения представление о войне как о греховном действе, уничтожающем народы.
Хочется надеяться, что «посещение» «выставки» открыло вам новые горизонты в изучении истории и искусства.
Предлагаю вам попробовать создать свой плакат на тему Первой Мировой войны при помощи алгоритма (учащиеся делятся на группы для работы). По окончании работы учащиеся представляют свои плакаты и высказываются о работах других учеников.
В заключение куратор выставки просит оставить отзыв о «выставке» (учащиеся записывают свои отзывы и читают их вслух).
Приложение
Алгоритм создания плаката
- Отбор информации для плаката.
- Придумывание заголовка и текста.
- Обдумывание рисунка, шрифта, цветовой гаммы, расположения объектов.
- Создание плаката.
- Презентация плаката.