Реактивное движение
Цели урока:
Познавательные:
- Дать понятие реактивного движения.
- Рассмотреть устройство ракеты.
- Показать применение закона сохранения импульса для реактивного движения.
Развивающие:
- Развивать познавательные интересы и творческие способности.
- Способствовать расширению кругозора.
- Дать представление о реактивном движении в природе и технике.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за нашу страну и народ: показать огромный вклад ученых, инженеров в дело создания многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.
- Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность. Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру: природе, космосу.
- Воспитать честность.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: ТСО, наглядность:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Воздушный шарик, штативы, нитки, коробка из-под сока с отверстием, чаши с водой, маленькие модели ракет.
- Презентация «Реактивное движение».
- Оригами – ракеты.
- Плакат с изображением космоса.
- Конверт для составления ракеты.
- Конверт для рефлексии.
- Ролик « Реактивное движение»
Демонстрации:
- Движение воздушного шарика, закрепленного на нити между двумя штативами, после того, как снять прищепку, стягивающую его отверстие. К надутому шарику скотчем прикрепить трубочку от шариковой ручки так, чтобы шарик был в горизонтальном положении (лежа на боку). Сквозь трубочку протянуть нить и привязать ее к двум штативам, раздвинув их примерно на расстояние 3 метра на демонстрационном столе.
- Вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива. (В литровой коробке из-под сока по диагонали ближе ко дну пробиваем отверстия, вставляем в них трубочки (2 см длиной). Их можно отрезать от пустой пасты шариковой ручки. Наливаем воды в коробку. Вода выливается через отверстия- коробка вращается.)
- презентации «Реактивное движение» (1-2), «Из истории развития космонавтики»
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Демонстрация опытов
- Первичная отработка ЗУН
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. На предыдущих уроках вы сделали оригами в виде ракеты. Теперь у вас у каждого есть своя ракета, на которой вы изображены. Ваша задача ответив хотя бы на один вопрос приклеить вашу ракету к плакату. ( В конце урока учитель спрашивает, не забыли ли они ни кого? Конечно учителя. Учитель клеит свою ракету.)
2. Актуализация знаний
А) фронтальный опрос
- Что называется импульсом?
- Почему импульс – векторная величина?
- Назовите единицы измерения импульса тела в СИ.
- В чем заключается закон сохранения импульса?
- Напишите формулу закона сохранения импульса в векторном виде.
- При каких условиях выполняется этот закон?
Б) Игра « По страничкам учебника»
Я сейчас покажу вам на слайде картинки из ваших учебников по физике 7, 8 и 9 класса (автора Перышкина А.В.), вам надо узнать класс, название того, что изображено на картинке.
3. Изучение нового материала
1) Объявление темы урока
Опыт с шариком.
Учитель: Мне нужны два добровольца. Надуйте шарик, вытяните руку, в которой шарик и по моей команде отпустите. Спасибо, присаживайтесь. Что Вы сейчас наблюдали?
Ученики: Движение шарика.
Учитель: Что является причиной движения шарика?
Ученики: Отделение части воздуха от шарика.
Учитель: Да, все правильно. Вы наблюдали движение шарика. Такое движение называется реактивным движением. Именно с этим видом движения мы сегодня с вами познакомимся.
(Озвучить цели урока, запись в тетрадях)
2) Демонстрации:
Рассмотрим несколько примеров, подтверждающих справедливость закона сохранения импульса.
- движение воздушного шарика, закрепленного на нити между двумя штативами, после того, как снять прищепку, стягивающую его отверстие.
- вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива.
- просмотр ролика «реактивное движение»
Проблемная ситуация:
Как происходили эти движения? Опишите каждое движение. Что общего у этих движений?
- движение воздушного шарика, скользящего по нити между двумя штативами, из открытого отверстия из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха.
- вращение сегнерова колеса на примере коробки из-под сока, подвешенной на нити к лапке штатива,
Объяснение опытов:
Демонстрация движения воздушного шарика.
Объяснить это явление можно с помощью закона сохранения импульса. Пока отверстие шарика завязано, шарик с находящимся внутри него сжатым воздухом покоится, и его импульс равен нулю. При открытом отверстии из него с довольно большой скоростью вырывается струя сжатого воздуха. Движущийся воздух обладает некоторым импульсом, направленным в сторону его движения. Движение шарика является примером реактивного движения. Реактивное движение происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.
(Доказать, используя закон сохранения импульса, как направлены импульсы струи сжатого воздуха и ракеты)
Демонстрация устройства, называемого сегнеровым колесом. Вода, вытекающая из сосуда конической формы (у нас из коробки из-под сока) через сообщающуюся с ним изогнутую трубку (у нас через отверстия по бокам коробки, сделанные на противоположных сторонах коробки по диагонали внизу) , вращает сосуд в направлении, противоположном скорости воды в струях.
Вывод: Реактивным движениемназывается движение, которое происходит за счет того, что от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего тело приобретает противоположно направленный импульс. (запись в тетрадях)
3) Показ презентации «Реактивное движение»
Учитель рассказывает о применении реактивного движения природой:кальмары, медузы, каракатицы. Набирая в себя воду, они, с силой выталкивая её, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную движению. Развивают скорость 60-70 км/ч.
Слайды . "Бешеный огурец".
Я хочу вам рассказать о бешеном огурце. В южных странах ( и у нас на побережье Черного моря тоже) произрастает растение под названием "бешеный огу-рец". Стоит только слегка прикоснуться к созревшему плоду, похожему на огурец,
как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном со скоростью до 10 м/с вылетает жидкость с семенами. Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет бешеный огурец (иначе его называют «дамский пистолет») более чем на 12 м.
Реактивное движение, например, выполняет ракета. Особенностью этого движения является то, что тело может ускоряться и тормозить без какой-либо внешней взаимодействия с другими телами. Продукты сгорания при вылет получают относительно ракеты некоторую скорость. Согласно закону сохранения импульса, сама ракета получает такой же импульс, как и газ, но направлен в другую сторону. Закон сохранения импульса нужен для расчета скорости ракеты.
Слово об ученых космонавтах.
Мы с Вами должны гордиться тем, что основы теории реактивного двигателя и научное доказательство возможности были впервые высказаны и разработаны русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским в работе «Исследование мировых пространств». Ему же принадлежит идея применения многоступенчатых ракет.
Нашей стране принадлежит великая честь запуска 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли. Также впервые в нашей стране 12 апреля 1961 г. был осуществлен полёт космического корабля-спутника «Восток» с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
Этот и другие полёты были совершены на ракетах, сконструированных отечественными учеными и инженерами под руководством Сергея Павловича Королёва.
Работа на местах
Учитель: Мы сейчас сконструируем ракету-носитель, которая выведет наш искусственный спутник на орбиту. Из каких частей она должна состоять?
- отсек с космонавтами;
- отсек с приборами;
- бак с топливом;
- бак с окислителем;
- насосы;
- камера сгорания;
- сопло.
(учащиеся собирают космический корабль по заготовленным деталям корабля: клеят в тетрадь)
4. Первичная отработка ЗУН
А)Вам нужно выбрать те ситуации, в которых движение тела, по вашему мнению, является реактивным.
Ситуация 1: Сосулька, сорвавшись с крыши, падает на землю.
Ситуация 2: Автомат делает 300 выстрелов в минуту.
Ситуация 3: Каракатица перемещается в воде, сокращая мышцы своего тела.
Ситуация 4: Под давлением нагретого пара пробка вылетает из пробирки.
Ситуация 5: Лодка приходит в движение после того, как с нее в воду ныряет мальчик.
Ситуация 6: Летчик катапультируется из кабины самолета.
Ситуация 7: В воздухе взрывается снаряд.
Ситуация 8: Новогодняя петарда осветила ночное небо разноцветными огнями.
Ситуация 9: Всадник перелетает через голову, резко остановившейся лошади.
Б) Игра «Найди общее» ( на экране показаны несколько картинок – задача учащихся найти общий признак)
- реактивное движение
- импульс тела
- Законы Ньютона
- искусственные спутники Земли
3. Головоломка.
Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. А ведь он мог спастись, если бы не был так жаден! А вы как поступили бы ?
(Ответ: Достаточно было оттолкнуть от себя мешок с золотом, и богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону по закону сохранения импульса).
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: п.22, упр.21(3).
7. Рефлексия
А сейчас, ребята, давайте, выразим свои чувства от урока. Проведем так называемое скрытое голосование. Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение, и опустите вот в эту коробочку.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.