Особенности текста-рассуждения
- Наблюдать за синтаксическими конструкциями, которые употребляют в текстах-рассуждениях; создавать текст-рассуждение.
- Текст-рассуждение, речевой этикет.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — работа с синтаксическими конструкциями, выражающими причинно-следственные отношения; расширение словарного запаса учащихся, включение разнообразных синтаксических конструкций в их устную и письменную речь. Выполняется фронтально. Ученики должны самостоятельно сформулировать первую часть предложения (вторая часть дана в учебнике). Как и при выполнении упр. 4 урока 147, необходимо следить за полнотой ответа, подчёркивая, что в объяснении (рассуждении) очень важно дать исчерпывающий ответ. Многие предложения составлены таким образом, что одновременно являются материалом для повторения изученного. Ответы учеников учитель записывает на доске, корректируя их вместе с классом, после чего ученики списывают в свои тетради первую часть предложения с доски, а вторую — из учебника. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — аналогично упр. 1; организует работу со второй частью предложений. Вариант выполнения. Выполняется фронтально (в классах с высоким уровнем подготовки учащихся может быть предложено для самостоятельной работы с последующей проверкой результатов). При фронтальной форме проведения ученики предлагают свои варианты объяснения, которые учитель записывает на доске после их редактирования. Ученики списывают в тетради первую часть предложения из учебника, вторую — с доски. При работе с некоторыми предложениями у учеников могут возникнуть разные варианты ответов. Например, если предложение «Кошка — ночное животное...» продолжить словами «потому что», ответ будет иным, чем при продолжении предложения словом «поэтому». Если ученики успешно справляются с заданием, учитель может обратить их внимание на этот факт и предложить, где это возможно, продолжить предложения с помощью других слов (например, потому что вместо поэтому и т. д.). Примечание. Упражнения 1 и 2 нужно выполнить обязательно, даже при низком темпе работы класса. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — создание текста-рассуждения. Выполняется фронтально, с опорой на учебник (c. 156) и материал урока 131. Если учитель предполагает использовать на уроке тексты, созданные ранее, он должен предупредить об этом учеников. Сначала ученики повторяют пройденное, отвечая на вопрос, чем отличается рассуждение от описания и повествования. Затем можно организовать работу в форме «вопрос (почему?) — ответ (потому что...)» и т. п. Далее ученики должны придумать название будущего текста, определить, зачем он будет создан (с какой целью?), выяснить, о чём в нём будет рассказано, составить план текста (заголовок и план текста должны быть записаны в тетради). Примечание. Не рекомендуем предлагать в качестве домашнего задания написать собственный текст по плану. Если позволит время, можно отработать с учениками один абзац будущего текста и записать его в тетради. |
5 | 5. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |