Особенности текста-повествования
- Наблюдать за текстом-повествованием; учить редактировать текст.
- Текст-повествование.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — определение типа текста (описание или повествование) по заглавию. Выполняется фронтально. Учитель предлагает ученикам обсудить, какой из двух заголовков может подойти к тексту-описанию, а какой — к тексту-повествованию. Ученики, выбрав заголовок «Как мы катались на карусели», должны объяснить, почему именно он подходит к тексту-повествованию. Если ученики испытывают затруднения, необходимо установить основную мысль текста, который называется «Как мы катались на карусели» (в тексте с таким заголовком надо рассказать о том, как всё происходило, т. е. передать последовательность действий: пришли в парк, сели на карусель, кто что чувствовал, что произошло, было ли весело и т. д.). В тексте с названием «Карусель» основная мысль — описание карусели (рассказ о том, какая была карусель: на что похожа, большая или маленькая, где находится и т. д.). Если темп работы учащихся невысокий, задание по составлению плана текста можно не выполнять. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — работа с текстом-повествованием; наблюдение за последовательностью событий в тексте (с опорой на знания о глаголе как слове, называющем действия). Выполняется фронтально. Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. При обсуждении заданий к тексту предварительно необходимо определить его основную мысль, подобрать заголовок, установить, зачем автор рассказывает эту историю. Затем ученики выясняют, что напоминает текст — последовательно меняющиеся кадры фильма или один кадр киноплёнки. Если ученики не сумеют определить тип текста, можно вернуться к этому вопросу, выполнив задание упражнения — выписать из текста последовательно все имеющиеся глаголы. Для экономии времени учитель может записывать на доске по порядку глаголы, которые ученики будут называть. После этого записанные на доске слова читаются вслух. Учитель: «Вы определили, что эти слова — глаголы, а глаголы называют действия. Можно ли сказать, что эти глаголы называют последовательно (друг за другом) совершающиеся действия, что события, которые они описывают, сменяют друг друга, а не замерли, как на кадре киноплёнки?» Дополнительное задание. Если необходимо повторить работу по составлению плана текста, ученикам следует предложить составить план текста упражнения, напомнив, что в тексте всего два абзаца, а в первом пункте плана должны быть подпункты. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — проверка выполнения задания к упр. 1 урока 135 (накануне урока учитель напоминает о необходимости подготовки к проверке домашнего задания). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 (по выбору) в учебнике — комплексная работа с текстом: восстановление правильного порядка абзацев и определение типа текста. Выполняется фронтально в сильных классах. Правильный порядок следования абзацев: 1. Маленькая Маша очень хотела вырасти. 2. Ничего не получалось. 3. Как-то Маша вздумала пол подметать. 4. И все маленькую Машу стали называть большой. 5. Не они, видно, маленьких большими делают. Работа по восстановлению правильного порядка абзацев проводится так же, как и на предыдущих уроках. Для экономии времени восстановленный текст читает учитель. Ученики должны определить тип текста — описание или повествование. При выполнении этой части задания необходимо проанализировать с учениками заголовок, основную мысль текста, восприятие учениками текста (один кадр или последовательность). Для подтверждения того, что представленный текст — повествование, можно так же, как и в упр. 2, выписать на доске основные глаголы, которые показывают последовательную смену действий. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |