Основа слова
- Познакомить с понятием «основа слова»; отрабатывать алгоритм нахождения основы слова и умение подбирать слова к схемам
- основа слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Этап получения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» вводит понятие «основа слова». Чтобы проверить усвоение понятия, учитель задаёт вопросы. Какие части слова могут входить в основу? (Корень; приставка и корень; корень и суффикс; приставка, корень и суффикс.) Что нужно сделать, чтобы найти основу слова? (Необходимо найти окончание слова, изменив форму слова, часть слова без окончания — основа.) |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 1 в учебнике — проверка усвоения понятия «основа слова», тренировка в нахождении основы. Вопрос перед выполнением: что нужно сделать, чтобы найти основу? После того как ученики дадут свои ответы, читается рубрика «Подсказка», и класс приступает к выполнению упражнения. Изменение формы слова ученики производят устно. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется письменно, в парах упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — соотнесение схем и состава слов, данных в упражнении. Как доказательство своего выбора ученики отмечают в записанных словах части слова и основу. К доске можно вызвать четверых учеников: каждый самостоятельно подбирает слова к одной из схем, которые учитель вынес на доску. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется устно, фронтально упражнение 3 в учебнике — закрепление знаний об основе слова и отработка действий контроля. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике — отработка умения находить и обозначать основу слова. В классе фронтально, устно выполняется одна часть задания: учитель на доске записывает выделенные слова, ученики по очереди выходят к доске, выделяют основу слова, обосновывая свой ответ. Дома учащиеся могут списать текст и в выделенных словах обозначить основу. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Выполняется в группах упражнение 5 (работа в группе) в учебнике — сходно с упр. 2, но более трудное, так как учащиеся должны самостоятельно выполнить схемы на основе их словесного описания, данного в задании к упражнению, и подобрать к данным схемам слова. Дополнительную сложность представляет то, что учащиеся должны в формулировке задания обратить внимание на слово основу и понять, что указан именно состав основы и у слов, конечно, могут быть окончания. Ученики разделяют тетрадный лист по ширине на три столбика (высота столбика — четыре строки). На первой строке ученики чертят соответствующую схему. Учитель подсказывает, что слова можно искать в учебнике, других книгах и т. д. Вариант выполнения. Если ученики не могут самостоятельно подобрать слова, учитель пишет на доске набор слов и предлагает учащимся распределить слова по столбикам. Набор слов может быть таким: масло, домик, скрип, настойчивый, печаль, печальный, поездка, пояс, снежок, садовый, пригорок, подснежник. |
8 | 8. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Дополнительная работа. Игра «Да — нет». Учитель произносит утверждение, ученики должны сказать, согласны они с этим утверждением или нет. Основа слова может быть равна корню. (Да.) В основу слова может входить окончание. (Нет.) В основе слова обязательно должен быть суффикс. (Нет.) В основу слова никогда не входит окончание. (Да.) Основа слова — это часть слова без приставки. (Нет.) Основа слова — это часть слова без корня. (Нет.) Чтобы найти основу слова, нужно найти окончание, часть слова без окончания и будет основой. (Да.) Чтобы найти основу слова, нужно найти окончание, это и будет основа слова. (Нет.).
Каллиграфическая минутка. Учитель предлагает учащимся прописать буквы, написание которых нужно улучшить (по результатам проверки тетрадей учащихся класса) |
9 | 9. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 4 в учебнике (с. 166). Списать текст, обозначить основу в выделенных словах. |