Осеннее путешествие в страну "Грамматика"
Цель: совершенствовать умения детей грамотно писать слова с изученными орфограммами
Задачи:
- развивать выразительность чтения, речь, память детей;
- способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, расширять кругозор учащихся.
Оборудование:
- Класс украшен в осенней тематике, на доске рисунки детей об осени;
- место для жюри;
- нарисованы большие шишки, яблоки, листья, тучи , лужи с заданием для команд;
- угощение яблоки, груши, виноград для детей;
- классическая музыка;
- сочинения ребят ( проводился конкурс в классе заранее)
Формы деятельности: внеурочная
Мероприятие может проводится после уроков, на уроке. Класс делится на команды.
Ход мероприятия
Приветствие.
Ведущий. Дорогие друзья, хочу вас спросить:– Какое время года сейчас за окном?
Дети: Осень
Ведущий. Сегодня мы совершим осеннее путешествие в страну со строгим названием «Грамматика». Надеемся – путешествие будет интересным, полезным и весёлым. В процессе игры вам придётся работать над теми грамматическими заданиями, которые приготовила для вас « Красавица Осень»
Представление команд, жюри.
- Сегодня мы играем,
И русский повторяем
Кто русский знает хорошо,
Тем будет весело, легко.
Ведущий. Сейчас мы полистаем осенние странички.
- Здравствуй, осень!
В гости просим!
Мы тебя встречаем
Богатым урожаем! - Урожай наш – необычный
На деревьях на растёт,
В голове ребят он зреет,
Кто всё учит, тот поймёт! - Чтобы грамотно писать,
Нужно правила все знать.
В книжках правила скучны
Мы расскажем про них стихи. - В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только-И-всегда пиши! - В сочетаниях ЧА-ЩА,
Пиши только букву _А! - В сочетаниях ЧУ-ЩУ,
Пиши только букву-У!
Страничка 1. «Шишкопад»
(На доске нарисованные большие шишки, на обратной стороне задание для команд. Дети берут задание и садятся на своё место , выполняют и лист отдают жюри.)
Ведущий. Внимание! Дописать в словах пропущенные сочетания, о которых шла речь.
1 команда |
2 команда |
|
уда… лы……. |
встре……………. уда…… |
|
ма….на пло…….дь |
…….ка камы……. |
|
ро……. пу…..стый |
…..вель ….лан |
|
…йник ов…рка |
сне…нка кри….. |
|
вер…на ра…й |
мор… пи…т |
(Пока жюри подводит итоги, 2 ученика читают стихи об осени)
- « Осень» А.Майков
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу..
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
И листья ногой разгребать! - « Славная осень» Н.Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр!
(Слово жюри. Система оценки пятибалльная)
Ведущий.
Мы продолжаем листать осенние странички.
Нельзя, кое-как, положась на удачу
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки,
Каждое дело – просит проверки.
Ученик.
Так и в русском языке:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно,
Поставь под ударение.
Ученик.
Село, гнездо, сосна, весна
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они.
(село-сёла, гнездо-гнёзда, сосна-сосны)
Страничка 2 «Волшебные яблоки»
(Нарисованы большие яблоки, на них слова с безударными гласными.)
Ведущий. Вставляем нужную букву. Лист отдаём жюри. Пока команды работают, болельщики отгадывают загадки.
Загадки
- Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: « За мною нагрянет зима» (Осень) - Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоки) - У него одна нога.
Да и та без башмака. (ГРИБ) - На сучках висят шары.
Посинели от жары (Сливы) - Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый– все довольны.
Так приятен он на вкус
И зовут его – ( Арбуз) - Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост на нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
(Слово жюри)
Ведущий.
Продолжаем листать осенние странички.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья лес и сад -
И называем мы это просто…ЛИСТОПАД!
Страничка 3. «Листопад»
(На доске большие осенние листья с заданием)
Ведущий. Послушайте – со словами какой орфограммы вам нужно будет работать на этой страничке.
Ученик.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй.
Гласный рядом подставляй:
Узкий-на узок, лёд– – на льды,
Дружок, будь грамотным и ты!
Ведущий. Правила работы такие же. Заполняйте и отдавайте листок жюри.
Мя…кий, ни…кий, ро…кий, берё…ка, гла…кий, зага…ка, кру..ка, шу…ка, зу…ки, гла…ки, сапо..ки сосе…ка, тетра…ка, пиро…ки, моро…, ска…ка.
Пока жюри подводит итоги, дети читают лучшие собственные сочинения на осеннюю тему.
Слово жюри.
Ведущий
Туча по небу плывёт,
Ветер тучу понесёт
И поверх домов, садов и рощ
Заморосит осенний дождь.
Страничка № 4 «Осенние тучки»
На этой страничке мы повторим написание слов с такой же орфограммой, как и в словах: ШУТОЧКА, МИНУТОЧКА, ПРИБАУТОЧКА.
– Что за орфограмма встречается в этих словах?
Ведущий. Каждый из вас, наверняка, знает как писать -ЧН-, -ЧК-.
Мы сейчас и проверим, как ребята знают данную орфограмму.
На доска тучки, на них задания. Порядок работы такой же как и в прежних конкурсах.
Ру…ной, пе…ной, но…а, вну...а, ту…а, дево…а, ласто…а, удо….а, отли….ый, ску…ый, карто….а, кроше….ый. полосо….а.
Пока жюри подводит итоги. Дети разгадывают « мини-кроссворд»
Ведущий. Перед вами полоска. 4 буквы пропущены. Когда впишите в квадратики нужные буквы, получите очень важное слово для каждого из нас. Подсказка кроется в четверостишии.
|
|
к |
в |
а |
|
|
Ведущий.
Вы помните жёлтую осень,
Когда вы пришли в первый класс?
И первый звонок – колокольчик осенний
Для вас прозвенел в первый раз.
Первый звонок, первый урок
И первая школьная книга, дружок ! (Букварь)
– Что вы можете рассказать о Букваре ?
Слово жюри.
Ведущий. Отгадайте загадку.
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду– ЛУЖИ.
Страничка № 5 «Не сядь в лужу»
Ведущий. На этой странице мы будем ремонтировать слова. Послушайте внимательно.
РЕМОНТ СЛОВ
Мы необычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву «А»
Трижды или дважды.
Иногда всего одну,
Но сегодня, ну и ну!
Все они сбежали.
На доске лужи с заданием.
Ведущий. По команде: раз, два, три-ремонт слов начни !
Б..г..ж, б..р..б..н, н..гр..д.., стр…н…, н…з…д, ст…к…н, к…н…в…, з…втр…к, …ккур…тно, к…стрюля, к…пуст…, к…ленд…рь, к…ртин…, р…кет…, к…ртофель, тр…мв…й, м…г…зин, с…х…р, кв..ртир…
Пока жюри подводит итоги, дети читают стихи.
- Закружил золотой листопад!
В танце осени листья порхают,
Наш печальный задумчивый сад
Под напевы дождя засыпает.
В позолоте стоит мокрый лес,
На студёном ветру засыпает.
Осень дарит нам столько чудес -
Только осенью это бывает! - Переменчива осень, нет слов:
Бабьим летом прикинуться может,
Иль достанет свой белый покров,
Первым снегом траву запорошит.
Ожидать от неё можно всего.
Свой характер она не меняет
И всегда наверстает своё-
Только осенью это бывает! - Несмотря на свой нрав озорной,
Так щедра, и добра, и обильна.
Урожай собирает большой:
Золотая хозяюшка, видно.
Подготовиться надо к зиме?
До краёв закрома запасает.
Ладить с осенью можно вполне -
Только осенью это бывает! - Украшает свой терем она,
Дарит людям чудесные краски.
Как красавица эта щедра!
Как волшебница добрая в сказке.
Не забыть эту тихую грусть,
Своё золото сад растеряет…
Пусть колдует осенью небесная сила– пусть!
Только осенью это бывает!
Появляется девочка Верочка. В руках у неё лист, на котором перенесены слова с буквами: Й,Ъ,Ь и другие. На листке слова перенесены так:
Ле-йка, лужу-йка, дво-йка, раз-ъезд, под-ъезд, об-явление, мал-ьчик, пал-ьто, пис-ьмо, о-рёл, Я-ша, об-ычный, зол-отая, ос-ень, ин-огда.
Девочка Верочка (возмущается). Каждый раз учитель мне делает замечание: «Ты , Верочка, не умеешь переносить слова.»
Каждый раз в тетрадке запись: «Выучи правила переноса! Выучи правила!» Уже надоело это читать и слушать.
Вот эти слова. Я их специально выписала на листок. Перенесла я их вот как. Ну , что тут неправильно? Чёрточка везде есть.
Ведущий. Давайте-ка, ребята, напомним Верочке правила переноса слов.
1-е правило: Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
2-е правило: Нельзя переносит или оставлять одну букву, если она даже составляет слог. (Яша, орёл, узел). Такие слова не переносятся.
3-е правило: Буквы –Й, -Ъ,-Ь нельзя отрывать от согласной. Переносим такие слова так: лей-ка, лужай-ка, двой-ка, объ-езд, разъ-езд, паль-то, пись-мо.
Ведущий. Ну совсем безобразие, Верочка, когда ты разрываешь слоги и переносишь те буквы, которые не поместились у тебя на строке.
Верочка. О, да! У меня и такие слова есть? Теперь я беде помнить все правила переноса. Послушайте меня, как я должна была перенести слова (зачитывает слова с правильным переносом или показывает записанные слова на доске) Спасибо вам! Теперь учительница мной будет довольна.
(уходит)
Ведущий. Это была последняя страничка.
Жюри подводит итоги. Дети читают стихи.
«Грамматика»
- Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я! - Грамматика трудна, но без неё-
Плохое у тебя будет житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить! - Отправляя поздравления
Помни правила, что повторили.
А ещё – правило склонения,
Род, число и падежи
Крепко-крепко в памяти держи! - А приставки и частицы
Вроде хитреньких зверьков,
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников! - Грамматика, грамматика!
Ты умная и строгая
Тебя, моя грамматика,
Надеюсь – осилю понемногу я!
Слово жюри.
Награждение команд.
Угощение от осени– яблоки.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.