Опыт - основа физических знаний
Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Познавательный интерес – это глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям, психологическую природу которого составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов.
Физику, как предмет начинаем изучать с 7 класса. Учащихся очень заинтересовывает неизвестный предмет. Ребята сами проводят опыты, эксперименты, приносят фотографии. Поэтому важно на этом начальном периоде не потерять интерес учащихся к предмету. Заинтересовывать их не только слушать учителя, но и самим добывать новый материал и выполнять различные опыты и измерения. Именно для этого в конце года можно провести заключительный урок в 7 классе в виде конкурса, с целью выяснения усвоения материала, полученного учащимися за год.
Цели: обобщение тем, изученных в течение изучения физики в 7 классе; развитие практического умения, внимательности, собранности и аккуратности при выполнении практических работ; учитывая возрастные особенности, разнообразить формы и методы учебных занятий.
Задачи: формирование коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности.
Уровень образования школьников: 7 класс общеобразовательной школы.
Материал и оборудование: проектор, презентация Microsoft Power Point, секундомер, рулетка, весы, рис, динамометр, мензурка.
Подготовка к мероприятию: Данное мероприятие можно проводить в конце учебного года, как итоговое по практической деятельности обучающихся. Ребята заранее разбиваются на команды по 5-6 человек, выбирают капитана. Предлагается несколько видов практической деятельности по темам, изученным в 7 классе. Задание выбирается методом жеребьёвки, за неделю до мероприятия, вытаскивает капитан. За время подготовки учащиеся должны подготовить практическое выполнение опыта, теоритически его обосновать.
В кабинете всё приготовлено для мероприятия. Каждая команда приготовила необходимое оборудование, если есть видео – презентации всё заранее готово.
Примерные задания:
- Измерение средней скорости учащегося при движении по классу
- Измерение плотности твёрдого тела (риса)
- Измерение выталкивающей силы воды Мёртвого моря
- Измерение давления твёрдого тела
- Определение работы, совершённой учеником, при подъёме оброненного тела.
Ход занятия
Организационный момент.
- Мотивация. Постановка целей занятия:
Пусть кипит работа,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба
А ваши знания!
Сегодня у нас итоговый обобщающий урок за курс изучения физики в 7 классе. Мы с вами изучили много тем: «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействие тел», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Работа, мощность, энергия». Этот урок будет необычный – в виде вашего отчёта о полученных знаниях за год. Вы разбились на команды, получили задания. Сегодня все с интересом ждут ваших выступлений.
Работы будет оценивать жюри. (Можно пригласить старшеклассников, педагогов по предмету, учащихся из других классов)
Итак, мы приглашаем первую команду.
Опыт 1: Измерение средней скорости учащегося при движении по классу.
(проводится эксперимент, необходимые вычисления)
Учащиеся могут сопровождать выступление презентацией по данной теме, рассказать интересную информацию: например, самая большая скорость или наоборот.
Жюри внимательно слушает, в конце выступления команды задаёт вопросы по теме.
Опыт 2: Измерение плотности твёрдого тела (риса)
При проведении опыта учащиеся должны догадаться, как измерить объём сыпучих тел. Провести всё аккуратно, без потери продукта.
Опыт 3: Измерение выталкивающей силы воды Мёртвого моря
Побывав в Израиле, я привезла воду из Мёртвого моря. Изучая тему плотность тела, мы измерили её плотность, а теперь я предложила ребятам измерить Архимедову силу.
(Ребята демонстрируют опыт, показывают презентацию, жюри подводит итоги)
Между выступлениями команд, можно провести с участниками команд и их болельщиками блиц – соревнования:
«Найди лишний термин»
(за правильный ответ присуждаются баллы той команде, участник которой раньше поднимет руку, а болельщики отдают свой правильный ответ, тем за кого они переживают)
- Сила, Паскаль, время, масса.
- Масса, давление, плотность, Ньютон.
- Скорость, вес, сила, плотность.
- Весы, килограмм, манометр, динамометр.
- Миллиметр, часы, спидометр, барометр.
- Движение, давление, плотность, время.
- Барометр, дециметр, килограмм, километр.
- Килопаскаль, килоньютон, километр, килограмм.
- Сила, равнодействующая, трение, вес
(Ответы: 1 -2; 2 – 4; 3 – 4; 4 – 4; 5 – 1; 6 – 1; 7 – 1; 8 – 4; 9 – 3)
Опыт 4: Определение давления одного и того же твёрдого тела в разных случаях.
Надо измерить давление деревянного бруска, когда он находится на разных гранях.
(Ребята проводят эксперимент, выполняют все вычисления, делают выводы. Жюри подводит итоги)
Опыт 5: Определение работы, совершённой учеником, при подъёме упавшего тела.
Часто мы роняем предметы со стола, как в школе, так и дома. Какая же работа совершается при его подъёме?
(Ребята, выполнив все измерения, вычисляют работу. Жюри подводит итоги.)
Можно по желанию провести ещё эксперименты по измерению мощности, КПД, давления жидкости и другие опыты.
После всех выступлений подводятся итоги, выступают члены жюри.
Победителей награждают грамотами или шуточными призами. Всем участникам можно поставить отличные оценки в журнал, тем более мероприятие проводится в конце года.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.