Опиливание заготовок из металла и пластмассы
Организовать деятельность обучающихся по изучению технологии опиливания заготовок из металла и пластмассы, приёмов опиливания напильниками, правил безопасной работы, развивать аккуратность, трудолюбие.
1. Обучение – сформировать понятия об опиливании заготовок из металла, проволоки и искусственных материалов на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов опиливания заготовок по разметке; научить оценивать результаты работы.
2. Развитие – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль), общетрудовых политехнических умений.
3. Воспитание – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация инструментов и приёмов опиливания, практическая работа.
- Опиливание, напильники (драчёвые, личные, бархатные); надфиль.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. 1. Как выглядит незачищенная поверхность заготовки из сортового проката? 2. Рассмотрите кромку только что разрезанной или вырубленной заготовки из сортового проката. Требуется ли здесь обработка? 3. В каком случае поверхность получится более гладкой: при обработке напильником или мелкозернистой шлифовальной шкуркой? |
2 | 2. Актуализация знаний | После просмотра анимации обсудить её содержание. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимаций: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 21 из учебника: ― ознакомить с правилами безопасной работы; ― подготовить заготовки и слесарные инструменты; ― продемонстрировать приёмы опиливания металлических и пластмассовых заготовок. 2. Во время работы: 1) способствовать достижению учащимися следующих предметных результатов освоения предмета «Технология» в физиолого-психологической сфере, обозначенных в государственном образовательном стандарте: ― развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений; ― соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ; 2) следить за недопущением следующих наиболее часто допускаемых шестиклассниками ошибок при опиливании заготовок: ― захватывают левой рукой носок напильника, что может привести к травмированию пальцев руки; ― перемещают напильник не параллельно обрабатываемой поверхности, «заваливая» края поверхности детали; ― неравномерно обрабатывают поверхность, в результате чего появляются «провалы» и нарушается прямолинейность поверхности; ― из-за невнимательности опиливают заготовку ниже линии разметки, что приводит к неисправимому браку. 3. По окончании работы: ― оценить качество работы учащихся по приведённым критериям. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Что такое опиливание? 2. Какой может быть насечка напильника? 3. В каком случае применяют драчёвые, личные или бархатные напильники? 4. Почему при обработке заготовки следует время от времени изменять направление движения напильника? 5. Как правильно удалять опилки с верстака по окончании работы? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |