"Они выполнили свой долг до конца" (интеллектуальная игра, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны)
Интеллектуальная игра-соревнование для учащихся старших классов посвящено 100-летию окончания Первой мировой войны и нацелено на формирование личностного отношения к прошлому своей родины. Участники разбиваются на две команды и проходят несколько конкурсов (викторина, лото, работа с плакатами и картами), результаты оценивает жюри.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Двадцатый век свое начало
Отметил бурно! Закачало
Твердыни мира все
В имперской их красе.
Престолы треснули,
Их троны пошатнулись!
Казалось, вечные
Устои содрогнулись...
Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации знаний о истории Первой мировой войны.
Задачи:
- Формирование у учащихся вдумчивого, личностного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
- Содействие развитию интереса учащихся к изучению истории.
- Развитие чувства патриотизма, сострадания к участникам военных действий, принявших на свои плечи всю тяжесть беспощадной и кровопролитной войны.
- Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности, умение обобщать и систематизировать знания.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков учащихся.
Форма: игра-соревнование.
Оформление:
- карта «Первая мировая война»;
- портреты полководцев;
- плакаты;
- презентация;
- мультимедийный проектор, экран;
- выставка книг.
Участники:
- Две команды из учащихся 8-11 классов.
- Команда должна выбрать капитана.
- Жюри из трёх человек.
Порядок и условия проведения: Участники игры предупреждаются за две недели до игры. За это время они должны повторить пройденный материал на уроках истории, а так же изучить самостоятельно дополнительный материал по теме: «Первая Мировая война». Подготовить проект «Герой Первой мировой войны».
Структура игры
- Вступительная часть. Ведущий разъясняет цели, последовательность и форму проведения игры, представляет команды, жюри.
- Основная часть. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.
- Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команды-победительницы, лучших игроков.
Ход игры
Ведущий: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Первой мировой войны. Более 4 лет на территории стран Европы и Азии шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих в них людей и боевой техники, по жестокости и числу жертв эта война превзошла все предшествовавшие ей войны.
Война сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую, названной современниками «Великой», «Священной» и даже «Второй Отечественной»; поразившей всех масштабом, как военных действий, так и жестокости. Эта война изменила мир до неузнаваемости.
К сожалению, ныне мало кто помнит ту роль, которую сыграла Россия в этой войне. Она была встречена с широким общественным энтузиазмом, готовностью защищать свою Родину. Сражаясь исключительно за национальные интересы, русская армия одержала ряд блестящих побед над австрийцами, немцами и турками. Не знаем мы и имена тех многочисленных героев, которые отдавали жизнь во имя исполнения долга.
Сегодня наша с Вами задача – вспомнить о далеких страницах истории и отдать последний долг памяти тем, кто в годы Первой мировой войны беззаветно служил своей стране.
1 конкурс «Разминка»
Команды отвечают на вопросы ведущего. Время для обдумывания ответа и совещания по этому поводу – 1 минута, если у команд нет ответа, то вопрос адресуют зрителям.
- Сколько стран участвовало в Первой Мировой войне? Ответ: 38 стран.
- Что явилось поводом Первой Мировой войны? Ответ: убийство 28.07.1914г австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в г. Сараево.
- Немецкий план Шлиффена по ведению войны в Европе предусматривал… Ответ: вторжение во Францию через франко-германскую границу, захват Парижа и выведение Франции из войны, а затем поэтапное принуждение России и Великобритании к подписанию мира на условиях Германии.
- Назовите дату начала и окончания Первой Мировой войны. Ответ: 28 июля 1914 г.- 11 ноября 1918 г.
- Перечислите страны, входившие в блок Антанту. Ответ: Франция, Великобритания, Россия.
- Перечислите страны, входившие в Тройственный союз. Ответ: Германия, Австро-Венгрия, Италия
- Именно после этой газовой атаки противогаз стал обязательной частью солдатской экипировки. Ответ: газовая атака под Ипром.
- Участник русско-турецкой войны 1877-1878гг., он в 1914-1916гг. выдвинулся в число лучших военачальников Первой мировой войны, приобрел особую известность как инициатор и руководитель наступления русской армии летом 1916г. Ответ: А.А. Брусилов.
Ведущий: С первых дней войны образовалось два фронта: Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Главным фронтом считался Западный. Но на протяжении всей войны русские вооруженные силы проводили активные боевые операции, не раз спасая союзнические армии от поражений. Так в августе 1914г. по требованию Франции 1 и 2 русские армии (командующие П.К.Реннекампф и А.В.Самсонов) перешли в наступление в Восточной Пруссии. Германия была вынуждена срочно снять с Западного фронта значительные силы и отправить их на восток. Подготовленное наспех наступление стоило России огромных жертв. Русские армии были разбиты, однако немецкие позиции во Франции были ослаблены. Помощь России внесла свой вклад в спасение Парижа и победу англо-французских войск на реке Марне в сентябре 1914г. Осенью 1914г. русское командование провело ряд успешных операций на юго-западном направлении против австро-венгерских войск, в результате которых были заняты Галиция и часть Буковины. Германский план быстрого, последовательного разгрома сначала Франции, а затем и России оказался сорванным.
2 конкурс «Историческое лото»
Участникам выдается конверт с карточками, на которых написаны битвы, даты и фронт. Необходимо установить соответствие. (Приложение 1).
Ведущий: Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. Началась всеобщая мобилизация. В крупных российских городах прошли демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!». На волне антигерманских настроений указом Николая II Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. Добровольцами на фронт шли представители разных сословий и профессий, в том числе знаменитые поэты, артисты, художники. На фронт стремились и все мальчишки, которые хотели успеть попасть на войну и выполнить свой священный долг перед Родиной. В годы Первой мировой войны в русской армии были образованы латышские, польские, чешские, армянские, грузинские, сербские национальные части. Были даже женские батальоны, состоящие исключительно из женщин, созданные главным образом с пропагандистской целью — поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать.
3 Конкурс «Боевая подготовка»
Участникам игры необходимо перечислить военную технику и оружие в годы Первой мировой войны (винтовки, танки, станковые пулеметы, минометы, гаубица, бронеавтомобили, самолеты, оружие массового поражения (газы), пушки, подводные лодки, крейсеры, дирижабли, аэростаты).
Звучит Песня на стихи времён Первой мировой войны - о войне жизни и смерти и немного о медсестре.
Ведущий:
Сестры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Тихо принимавшие раненых молитвы...
Князь Владимир Палей (1915 г.)
С самого начала Первой мировой войны повсюду в России стали открываться госпитали для раненых, многие из которых были созданы на частные средства. Пример подала Царская Семья: уже осенью 1914 года в Большом Царскосельском дворце был открыт большой госпиталь имени Императрицы Александры Федоровны. Сама Государыня и ее дочери Великие Княжны Ольга и Татьяна прошли курс обучения хирургической сестры милосердия, получили установленные дипломы и постоянно работали в палатах. Помогали им в госпитале и младшие дочери царя. Сестра императрицы, Великая княжна Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители вела жизнь настоящей подвижницы, наравне с другими сестрами ассистировала на операциях, выхаживала самых тяжелых больных. Стоя за хирургом, им приходилось подавать инструменты, вату и бинты, уносить ампутированные части тел, перевязывать тяжелые гангренозные раны, при этом, не гнушаясь запахом и ужасными картинами военного госпиталя. Они научились быстро менять застилку постели, не беспокоя больных, и делать сложные перевязки.
В конце 1914 года в городе Вятке открылось до десятка госпиталей и лазаретов, 4 из которых были открыты Вятской епархией. В вятских госпиталях и лазаретах работало множество вятских врачей и сестер милосердия. Некоторые вятские девушки работали на фронтах и в других городах России.
4 Конкурс «Медчасть»
Задание для команд. Наложить марлевую повязку при рваной ране в бедро.
Ведущий: Немцы были вынуждены изменить план ведения войны на 1915 год. Было решено перейти на Западном фронте к стратегической обороне, а основные силы и средства сконцентрировать на Восточном фронте в целях скорейшего разгрома русской армии и вывода России из войны. В мае 1915г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины. Однако вывести Россию из войны Германии не удалось. В августе Николай II взял верховное командование на себя, что должно было поднять моральный дух русских солдат.
Германия была довольна итогами 1915г. Её руководству казалось, что немецкие войска лишили русскую армию способности вести наступательные операции. Поэтому 1916г. Германия рассчитывала провести под знаком крупных побед на Западном фронте. С февраля ожесточённые бои развернулись в районе французской крепости Верден, куда были брошены крупные силы германской армии. (Видео «Верденская битва»)
По настоянию союзников в самый разгар Верденской битвы летом 1916г. русская армия под командованием генерала А.А.Брусилова начала широкое наступление на австрийские позиции. Это был блестящий образец полководческого искусства – преодоления насыщенной обороны противника. Фронт был прорван на протяжении 340 км, глубина прорыва доходила до 120 км.
5 конкурс «Генеральный штаб»
Задание для 1 команды: Назовите российских командующих в годы Первой мировой войны. (Лавр Георгиевич Корнилов, Николай Николаевич Духонин, Алексей Алексеевич Брусилов, Александр Васильевич Самсонов, Гурко Василий Иосифович, Николай Николаевич Юденич).
Задание для 2 команды: Назовите военночальников в годы Первой мировой войны. ( Романов Николай Николаевич, Николай II, Михаил Васильевич. Алексеев, Павел Карлович Ренненкампф)
6 конкурс «Конкурс капитанов» - историческая карта
(Приложение 2).
Пока капитаны выполняют задание, команда участвует в следующем конкурсе.
7 конкурс «Плакаты Первой мировой войны»
(Приложение 3).
Ведущий: Плакат – особый вид исторического источника.
Участникам игры, работая с плакатами, следует:
- Определить плакаты на которых отражены события Первой мировой войны.
- Проанализировать персонажи и символы плакатов (обратить внимание, какие фигуры, объекты вынесены на передний план и что отнесено на задний план, какие фигуры и объекты изображены большими и маленькими и почему).
- Какой смысл несет данный плакат?
- Какую роль он играл в сознании советского человека?
Плакат как средство пропаганды использовался всеми воюющими сторонами, что позволяет говорить о серьезном отношении к тому, что мы называем «массовым сознанием». В годы Первой мировой войны основной целью русских плакатов было формирование, с одной стороны, у населения образа врага (Германии) и союзников, с другой положительный образ героя – солдата российской армии. При этом значительное количество плакатов имеют ярко выраженную социальную направленность: защита инвалидов войны, помощь раненым, детям-сиротам и т.д. Эти призывы были адресованы широким слоям населения в расчете на активное участие в благотворительности. Совершенно очевидно, что государство нуждалось в привлечении общественных организаций, предпринимателей – донести это было важной задачей плакатной живописи. Плакаты могут достаточно подробно рассказать о проблемах с которыми столкнулась Российская империя, способах их решения (как, например займы), о реакции общественности на события войны (оказание помощи, поддержка).
Викторина для зрителей
- В результате Первой мировой войны в двух странах произошли три революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти страны и революции. (Россия и Германия. Февральская, Октябрьская и Ноябрьская революция)
- Кого называли «связистами времен Первой мировой войны? (Почтовых голубей и собак).
- Какие империи распались в результате войны? (Результатом Первой мировой войны стала серия революций, а также распад и ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской).
- Управляемый летательный аппарат легче воздуха, применяемый для разведки и корректировки артиллерийского огня? (Аэростат).
- Русский военный летчик. Погиб 26 августа в воздушном бою, впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолет. (Пётр Николаевич Нестеров — русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран).
- Применение этого защитного средства в годы Первой мировой войны изменило моду: мужчины начали бриться. (Противогаз).
- Эту идею высказал журналист Эдвард Джордж Хани на следующий год после окончания Первой мировой войны, но он предлагал сразу пять. Впоследствии стали использовать одну, причем чаще всего — фактически даже меньше одной. Назовите двумя словами ту, о которой идет речь. (Минута молчания).
- Преступления против человечества во время Первой Мировой войны связаны, прежде всего, с геноцидом этих народов. (Геноцид армян, понтийских греков и ассирийцев).
- Назовите город, в котором был подписан сепаратный мирный договор между Советской Россией и Центральными Державами. (Брест-Литовск).
- О какой стране сказал Уильям Черчилль, что «её корабль пошёл ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда всё обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена». (О России)
- Потеря именно этих животных к концу войны рассматривалась в некоторых армиях как трагедия, масштабы которой больше, чем потеря солдат. ( Потеря лошадей).
Ведущий: Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия была вынуждена перебросить с запада большие силы, остановив наступление у Вердена. Однако развить успех русской армии не удалось. Несогласованность в действиях командного состава, перебои в снабжении привели к остановке наступления.
Война приобрела позиционный характер. Потери обеих сторон исчислялись сотнями тысяч. Это была настоящая «мясорубка». В воюющих странах обострялись социальные конфликты, росли антивоенные настроения.
Лозунг «Долой войну!» был одним из главных лозунгов, под которым совершилось свержение монархии в России в феврале 1917г. Истощённая войной Россия, охваченная драматическими революционными событиями, больше не могла продолжать борьбу. В марте 1918г. Россия была вынуждена заключить унизительный мир с Германией. От России отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья.
11 ноября 1918г. недалеко от Парижа было подписано Компьенское перемирие. Антанта выиграла войну, но Россию в числе победителей они не признавали, объясняя тем, что Россия вышла из войны, не согласовав свои действия со своими союзниками.
Звучит песня «Мазурские болота».
Россия потеряла в той страшной войне более 1,7 млн. убитыми, около 5 млн. ранеными, 2,5 млн. пропали без вести, попали в плен. Но солдаты и офицеры выполняли свой священный долг защиты Отечества и вписали немало героических страниц в историю первой мировой войны. Это Гумбинненское сражение, Галицийская битва, Варшавско-Ивангородская операция, Бой под Махарце, Битва за Карпаты ноябрь 1914 – апрель 1915 гг., Падение Перемышля, Сарыкамышская операция, Эрзерумская операция, Праснышская операция, Оборона крепости Осовец.
8 конкурс. Домашнее задание: защита проекта «Герой Первой мировой войны»
Поэтому мы должны их помнить, и не допустить, чтобы славные имена героев ушли в забытье. Подвиги, совершенные воинами, навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.
Могила неизвестного солдата, погибшего в Первую Мировую войну в Париже.
Музей Армии в Ингольштадте
В России памятник героям Первой мировой войны на Поклонной горе.
Памятник сестрам милосердия в Кирове.
В литературных произведениях А.Блока, Н.Гумилёва, М.Цветаевой, А.Несмелова, В.Катаева, А.Упорникова, А.Толстого.
9 конкурс «Эссе “Почему мы говорим: «Спасибо!»”»
Краткое эссе – описание причин и мотивов благодарности игроков участникам Первой мировой войны.
Проходят годы, десятилетия, наверное, пройдут и века. В одной из военных книг персонаж спрашивает своего друга, с которым они прошли вместе через пекло войны: «А как ты думаешь, после того, как мы победим, и война закончится, о нас долго думать будут?» И друг искренне отвечает: «А вот ты о войне 1812 года часто вспоминаешь? Так же и о нас – поговорят и забудут. Историей мы станем, брат, историей».
Может так и произойдет со временем, но пока мы помним о подвиге русских солдат и приходим к обелискам – память о них будет жить в наших сердцах.