Как подготовиться к олимпиаде по астрономии
Можно ли считать школьников, которых отберут для участия в очном туре первой олимпиады школьников «Ломоносов» по космонавтике, настоящими покорителями звездного неба? В МГУ одновременно с возвращением уроков астрономии в школы появилось новое состязание для любителей тайн космоса. О деталях мы расспросили кандидата физико-математических наук Михаила Шевченко.Выбираете учебник по астрономии? Будьте внимательны!
Состязание организует факультет космических исследований МГУ совместно с Государственным астрономическим институтом имени П. К. Штернберга. С 13 ноября по 10 декабря участникам были доступны задания отборочного тура. Технические баллы будут опубликованы не позднее 25 января. Те, кто показал самые высокие результаты, будут приглашены на очный тур, который пройдет в марте 2018 года в МГУ.
Не просто астрономия
Как отмечают в оргкомитете, для успешного решения заданий первой олимпиады по космонавтике участники должны хорошо знать не только астрономию, но и информатику, математику и физику. Таким образом, у российских школьников надеются развить интерес ко многим аспектам:
- специальностям аэрокосмического профиля,
- истории достижений отечественной и зарубежной космонавтики,
- задачам по астрономии и космическим исследованиям,
- проблемам освоения космоса,
- разработке технологий и эксплуатации космической техники.
Миссия непростая, но не исключено, что когда-нибудь именно сегодняшние олимпийцы полетят покорять далекую планету Марс.
– Олимпиада по космонавтике, безусловно, будет способствовать росту интереса как к космическим исследованиям, так и к астрономии. Уже многие десятилетия успешно проводится всероссийская олимпиада. Можно эту апробированную временем схему взять в качестве, по крайней мере, организационной основы для нового проекта. Полагаю, что в олимпиаде будут участвовать школьники, которые увлечены предметом, обладают его глубоким пониманием и нестандартным мышлением.
Учебника не хватит?
Трудно сказать, какой уровень сложности зададут организаторы олимпиады, но, скорее всего, знаний учебника будет недостаточно, считает астроном. Нужны, безусловно, дополнительные ресурсы, прежде всего, популярная и специальная литература.
«Если говорить об учебнике Воронцова-Вельяминова и Страута, то это весьма добротный учебник, который выдержал испытание временем», – уверен Михаил Шевченко.
- Учебник выстроен методически, пронизан историзмом, доступен, логичен, в каждой теме выделено главное, что необходимо донести до школьника.
- В учебнике реализованы межпредметные связи, тщательно продуман аппарат вопросов, заданий, упражнений и примеров решения задач, представлен исключительно полезный список исследовательских проектов.
- Обобщая материал смежных предметов, учебник способствует формированию естестенно-научной картины мира. После кончины авторов проведена большая редакторская работа, которая значительно осовременила издание.
Будущим покорителям космоса, пусть пока и в рамках олимпиады, он советует порешать задачи астрономических олимпиад за прошлые годы, опубликованные в виде отдельной книжки, а также на сайте Всероссийской астроолимпиады.
Корпорация «Российский учебник» также запустила специальный видеокурс лекций по астрономии, которые читает доктор физико-математических наук, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе. Ранее мы уже знакомили подписчиков нашего Youtube-канала с его лекцией «Что изучает астрономия», теперь предлагаем вашему вниманию следующую лекцию цикла, посвященную телескопам.
«Конечно, невозможно в полном объеме вместить в школьный курс и астрономию-мировоззрение, и практическую астрономию, и астрономию-физику. На практике чем-то придется пожертвовать, и окончательный выбор приоритетов остается за педагогом», – констатирует ученый.
Читайте также:
- Время астрономии: зачем нужен этот предмет в школе?
- Астрономия в школе: пять актуальных вопросов
- Великие астрономические открытия со времен Галилея до наших дней
Астрономия, на самом деле, включает в себя целый комплекс самых разнообразных элементов, которые можно условно разделить на три группы: бытовые, мировоззренческие и научные, поясняет Вибе.
-
Первая группа – это базовые знания: восход и заход Солнца, фазы Луны, времена года — и связанная с ними минимальная теоретическая информация, включающая общее устройство Солнечной системы.
-
Вторая — мировоззренческая — включает в себя общее описание устройства мира уже не только в масштабе Солнечной системы, но и в существенно больших масштабах вплоть до Вселенной в целом.
-
Самая проблемная тема — астрономия как наука. «Из-за невозможности "потрогать" изучаемый предмет в астрономии приходится прибегать к довольно нетривиальным методам исследования, основанным на сложной физике», – уточняет Вибе.
При этом ученый не считает, что школьный курс должен быть ориентирован на тех, кто решил сделать космос своей профессией. Астрономия — воплощенная логика, и изучение ее научных аспектов может стать важным подспорьем в развитии умения делать выводы и предсказывать последствия.