Работа с источниками на уроках географии: готовимся к ОГЭ
На экзаменах по географии нужно уметь пользоваться разными видами источников. Владимир Пятунин — автор учебников и доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ — рассказал в вебинаре о работе с картами, статистиками и климатически диаграммами, а также привел примеры заданий с ними из ОГЭ.Источники географической информации
Бывают двух видов:
- Окружающая действительность.
- Изображения окружающей действительности: объемные (глобус) и плоские (картографические, знаково-символические).
На ОГЭ практически нет заданий на работу с окружающей действительностью и с объемными источниками. Зато есть много заданий, связанных с картографическими и знаково-символическими материалами. Они проверяют не только знание географии, но и умение извлекать информацию из таблиц, графиков (универсальное учебное действие).
Работа с картами
Известный картограф и методист Гавриил Грюнберг выделил три приема работы с картой:
- Знание географической номенклатуры.
- Чтение, использование легенды карты.
- Понимание особенностей изображения земной поверхности на карте.
Эти умения пригодятся на ОГЭ 2018 года в следующих заданиях:
№ 14. Определение географических координат. Типовая формулировка: «Определите, какая горная вершина имеет географические координаты: ...» Выполняя, первым делом нужно понять, в какой «четверти» Земли, по отношению к экватору и начальному меридиану, расположен искомый пункт.
№ 18. Определение расстояний. Типовая формулировка: «Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки (А) до точки (М). Полученный результат округлите до десятков метров». В этом задании необходимо измерить линейкой расстояние между токами и умножить его на масштаб. В некоторых заданиях также нужно учитывать горизонтальные и вертикальные масштабы.
№ 19. Определение направлений. Типовая формулировка: «В каком направлении от объекта (М), расположен объект (К)». На мелкомасштабных картах направления определяются с помощью градусной сетки, то есть параллелей и меридианов. С топографическими картами проще: параллели и меридианы, которыми являются рамки карты, пересекаются под прямыми углами, поэтому север обычно вверху, а остальные стороны горизонта расположены соответственно.
№ 20. Решение практических задач по определению качеств окружающей среды. Компетентностно-ориентированное задание. Пример: «Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования приведите два довода». Обычно в ОГЭ в таких заданиях представлены топографические, а не мелкомасштабные карты. Рельеф на них изображен посредством горизонталей, бергштрихов и отметок высот. Закономерность: чем ближе горизонтали расположены друг к другу, тем склон круче.
№ 21. Использование знаний и умений для чтения карт. Типовая формулировка: «На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?»
№ 22. Поиск информации, необходимой для изучения объектов. Типовая формулировка: «Картой какого из районов необходимо воспользоваться, чтобы...»
- Корпорация «Российский учебник» выпустила обновленную классическую линию учебников по географии
- Приглашаем посетить сессию «Инновационный потенциал географического образования» – регистрация до 1 апреля!
- Картографические тренажеры – пособия нового поколения
Работа со статистиками
Статистические данные в заданиях часто представлены в форме графиков и таблиц.
Пример задания с таблицей. В источнике отображены сведения по миграции населения в Калужской и Тульской областях за 2012 г., количество прибывших и выбывших по показателям: внутрирегиональная миграция, межрегиональная, международная. Задание: «Определите миграционный прирост всего населения Калужской области в 2012 году». Поскольку речь идет обо всем населении Калужской области, необходимо определить, сколько людей прибыло и убыло в 2012 году. Суммируем прибывших в рамках внутренней миграции и международной миграции, аналогично складываем количество убывших. Для вычисления миграционного прироста вычитаем из количества приехавших в Калужскую область число уехавших.
Работая с графиками, дети должны уметь отвечать на вопросы:
- Что показано по вертикальной оси?
- Что показано по горизонтальной оси?
- Что можно найти на «перекрестии»?
Пример задания с графиком № 1 из актуальной демоверсии ОГЭ. Дан график международной миграции в России. На осях: градация по тысячам человек и по годам. Линии графика показывают иммиграцию и эмиграцию. Вопрос: «В каком году из показанных на графике в Россию на ПМЖ въехало наименьшее число людей?» Варианты ответа: 1. 2009 2. 2010 3. 2011 4. 2012. Если речь идет о въехавших, то имеется в виду иммиграция. По соответствующей линии ученик читает, что в 2009 году въехало 280 тыс.чел., в 2010 — 192 тыс.чел.; 2011 — 357, тыс. чел; 2012 — 418 тыс. чел. Таким образом, правильный ответ: 2. 2010 год.
Некоторые задания со статистиками нужно решать не географически, а некоторые скорее математически:
Пример задания с графиком № 2 из открытого банка упражнений. Дан график воспроизводства населения Брянской области. На осях: градация по тысячам человек и по годам. Линии показывают уровни смертности и рождаемости. Задание: «Определите естественный прирост населения в Брянской области в 2012 году». Судя по графику, в 2012 году рождаемость составила 14391 человек, а смертность — 19857 человек. Вычитаем из второго значения первое, получаем ответ, что естественный прирост населения в 2012 году был отрицательный (естественная убыль) и составил −5466 человек.
В таких заданиях рассматриваются разные темы, не только изменение количества людей, но и, например, данные по импорту и экспорту — при этом суть остается неизменной.
Работа с климатическими диаграммами
Климатическая диаграмма — специфический для географии источник информации. Она совмещает график (годовой ход температуры) и столбчатые диаграммы, показывающие количество осадков по месяцам (сезонам) года. Ученик должен уметь отвечать на вопросы:
- Что показано по левой вертикальной оси? (Среднемесячная температура воздуха, °С).
- Что показано по правой вертикальной оси? (Годовое количество осадков, мм).
- Что показано по горизонтальной оси? (Время — месяцы года).
Используя диаграммы возможно определить, какая средняя температура воздуха была в данном месяце, какое количество осадков выпало в этом месяце. Цифры в центре могут означать годовую сумму осадков или среднегодовую температуру воздуха.
Упражнение «Верно ли утверждение?» поможет натренировать учеников читать диаграмму. Примеры утверждений: «Среднемесячные температуры воздуха в марте и декабре примерно одинаковые» (правильный ответ «Да»), «Лето не только самый теплый, но и самый сухой сезон года» (правильный ответ «Нет»).
Задания в ОГЭ и ЕГЭ требуют производить анализ климатических диаграмм. Например, в результате анализа необходимо определить принадлежность пункта с изображенным климатом к климатическому поясу или области. То есть в заданиях на работу с климатическими диаграммами нужно не только уметь их читать, важно также разбираться в климатических поясах, знать карты «Климатические пояса и области мира» и «Климатические пояса и типы климатов России».
Типовое задание. Даны карта мира, на которой буквами отмечены несколько мест, и климатическая диаграмма. Задание: «Проанализируйте климатическую диаграмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены на диаграмме». Для начала нужно прочитать диаграмму, а далее действовать методом исключения. Например, если температуры круглый год положительные, но летом — не слишком высокие, значит, речь идет о тропических, а не умеренных широтах. Если осадков много и их максимальный уровень приходится на зиму, то ответ, вероятно, будет относиться к средиземноморским субтропикам южного полушария.
Познакомиться подробнее с заданиями ОГЭ по географии можно на сайте ФИПИ.