ОГЭ-2019 по географии: задания по работе с источниками географической информации
Как показывает демоверсия ОГЭ-2019, экзамен практически не будет отличаться от аттестации прошлых лет (изменения, соответствующие ФГОС, будут введены в 2020 году). Задания № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 14, 17, 22 и 24 допускают использование карт школьных атласов. Восемь других заданий сопровождены источниками. В серии вебинаров корпорации «Российский учебник», посвященных ОГЭ по географии, один из наших авторов, Владимир Пятунин, разобрал примеры аналогичных заданий. Разберем тренировочные вопросы с географическими координатами, масштабами, направлениями, рельефами и графиками.Определение географических координат
Вопросы на основе географических координат (задание выполняется без карт)
Даны четыре точки, имеющие следующие географические координаты:
1) 10°с.ш. ; 20° в.д.; 2) 20°ю.ш. ; 140° в.д.; 3) 50°с.ш. ; 100° з.д. 4) 30°ю.ш.; 60° з.д.
-
Какая из точек будет расположена ближе всего к экватору?
Ответ: точка 1 (всего 10°)
-
Какая из точек расположена дальше всего от начального (0°) меридиана?
Ответ: точка 2
-
Какие точки находятся в восточном полушарии?
Ответ: точки 1 и 2, у них восточная долгота
-
Какие из точек находятся в южном полушарии?
Ответ: точки 2 и 4, у них южная широта
-
На каком материке находится точка 4?
Ответ: Южная Америка, поскольку широта — южная, долгота — западная
-
Какая из точек находится на материке Австралия?
Ответ: точка 2, поскольку широта — южная, долгота — восточная
-
Какая из точек находится на территории РФ?
Ответ: никакая
-
Какая из точек расположена одновременно в северном и западном полушарии?
Ответ: точка 3
Типовое задание № 14 ОГЭ. Поиск географического объекта по координатам
-
Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 33° ю.ш. 70° з.д.
Ответ: Находить объект по координатам на мировой карте нецелесообразно из-за большого расстояния между соседними параллелями и меридианами. Поэтому вначале следует выбрать карту, определив, в какой «четверти» Земли расположен объект. В данном случае задано южное полушарие — следовательно, нас интересует Австралия, Африка или Южная Америка. Поскольку долгота западная, останавливаемся на Южной Америке. На пересечении 70 меридиана и чуть южнее 30 параллели находим вершину Аконкагуа — высшую точку гор Анд и всего материка.
-
Определите, какой вулкан имеет географические координаты 38° с.ш. 15° в.д.
Ответ: Речь идет о северном и восточном полушариях. Следовательно, рассматриваем Европу, поскольку она близка к начальному меридиану. На карте Евразии, севернее 40 параллели, между 10 и 20 меридианом находим вулкан Везувий.
-
Определите, какой город имеет географические координаты 3° ю.ш. 60° з.д.
Ответ: Координаты указывают на Южную Америку (южное и западное полушария). На политической карте материка находим 3° южной широты, это почти экватор. 60 меридиан приводит к городу Манаусу (на мировой карте его может не быть).
Научиться работать с картами легко, когда под рукой есть картографический тренажёр.
Определение координат
-
Какая из обозначенных на карте России точек имеет географические координаты 62° с.ш. и 78° в.д.
Ответ: Все четыре точки находятся в районе 60 параллели. Но точки А и В «перешли» за нее — значит, их широта больше 60°. Они нам и нужны. Точки А и В находятся по обе стороны от 90° меридиана. Но точка В — за ним. Следовательно, ее долгота 90° плюс. Нам требуется 87°. Искомая точка: А.
-
Является ли Долгота о. Ратманова крайней восточной островной точкой РФ?
Ответ: Остров Ратманова в Беринговом проливе находится на координате около 170° западной долготы. Но 169° или 171°? Долгота отсчитывается от 180 меридиана — значит до 170 точка «не дошла». Ее долгота — 169° з.д.
Определение расстояния при помощи масштаба
Вопросы: работаем с понятием «масштаб»
-
Во сколько раз уменьшены расстояния на карте масштаба 1 : 500 000?
Ответ: в 500 000 раз, исходя из определения понятия
-
Сколько метров и километров расстояния на местности «умещается» в одном сантиметре такой карты?
Ответ: 5 000 метров или 5 километров
-
Отрезком какой длины на этой карте будет показано расстояние в 2,5 км?
Ответ: 0,5 см
-
Масштаб какой карты крупнее: 1 : 250 000, или 1 : 100 000, объясните выбор.
Ответ: крупнее масштаб 1 : 100 000, территория уменьшена «только» в 100 000 раз
-
Реальное расстояние между городами Москва и Санкт-Петербург — 700 километров. На карте с каким численным и каким именованным масштабом расстояние окажется 7 см?
Ответ: 7 см — 700 км; 1 см — 100 км — именованный; т.е. 1 : 10 000 000 — численный
Типовое задание № 18 ОГЭ. Определение по карте расстояния на местности
-
Определите по карте расстояние на местности по прямой от дома лесника до точки B. Полученный результат округлите до десятков метров.
Ответ: Измеряем линейкой расстояние между центрами искомых точек: 2,5 см. На данной карте в 1см — 100 метров. Умножаем 2,5 см на масштаб (2,5Х100). Получаем 250 метров.
-
Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки М. Полученный результат округлите до десятков метров.
Ответ: Расстояние равно 400 метрам. Следует обратить внимание, что на данной карте в одном сантиметре 200 метров, а не 100 — это «ловушка», которую нужно натренироваться обходить.
Определяем расстояния на одной карте
-
Определите кратчайшее расстояние между домом лесника и рекой.
Ответ: примерно 500 метров
-
Определите минимальную ширину реки.
Ответ: примерно 40 метров
-
Определите кратчайшее расстояние между двумя лесными массивами.
Ответ: примерно 300 метров
-
Определите реальные размеры участка, который изображён на карте
Ответ: примерно 1 000 на 650 метров
Определение направления
Вопросы: определяем направления
-
В каком направлении от колодца находятся точки А и В?
Ответ: в противоположных, А — в западном, В — в восточном
-
В каком направлении от горы Малиновская находятся точки М, В и А?
Ответ: М — в северном, В — в северо-западном, А — в западно-северо-западном
-
В каком направлении на участке, изображенном на карте, протекает река Андога?
Ответ: с юго-востока на северо-запад
-
В каком направлении течет ее левый приток?
Ответ: в северо-восточном
-
Возможно ли в границах участка, изображенного на карте, двигаясь строго в южном направлении, дойти от горы Малиновская до реки?
Ответ: нет, река останется западнее
Изображение рельефа
Вопросы: читаем рельеф
-
Какая высота сечения рельефа на данной карте?
Ответ: высота сечения — разность высот соседних горизонталей, то есть 2,5 метра
-
Определите абсолютную высоту колодца.
Ответ: колодец расположен между горизонталями 145 м и 147,5 м, примерно 146 м.
-
Какие объекты, расположенные на местности, пересекает горизонталь 155 метров.
Ответ: точка В, лес, пашня, кустарник, редколесье, вырубленный лес
-
Где расположено самое низкое место на участке, изображенном на карте?
Ответ: там, где река «вытекает» из карты
-
Какой из склонов речной долины реки Андога круче: правый или левый? Объясните решение.
Ответ: правый, поскольку горизонтали ближе друг к другу
-
Верны ли следующие утверждения? а) Ни одна из точек местности на карте не имеет высоты более 160 метров. б) Точка А расположена выше точки В. в) Колодец расположен на склоне.
Ответ: а) да, максимальная высота 159,7; б) нет, поскольку А-137,5; В-155; в) да, вокруг горизонтали
Типовое задание № 21 ОГЭ. Анализ профилей рельефа
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
Ответ: Линия профиля пересекает речную долину, а это — отрицательная (вогнутая) форма рельефа, так что вариант № 4 не подходит. Начало и конец линии профиля находятся несколько выше 100 метров — данному условию удовлетворяет профиль 1. Река в нижней точке расположена ближе к точке В, южный склон долины несколько круче.
Чтение карты с целью выбора места для...
Типовое задание № 20 ОГЭ. Оценка участков с целью использования
-
Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Ответ: Для игры в футбол требуется ровный участок, лишенный древесной растительности. Анализируем. Участок 1 — наклонный (пересекается горизонталями) и расположен в лесу, поэтому однозначно не подходит. Участок 3 — ровный (горизонталями не пересекается), но покрыт кустарниковой растительностью. Участок 2 — ровный и покрыт луговой растительностью, то есть травой — поэтому он лучше всего подходит школьникам, которые выбирают место для игры в футбол.
-
Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ: Для катания на санях, «ватрушках» и прочем необходим наклонный участок, желательно без деревьев. Участок 1 — ровный, поэтому не подходит. Участок 3 имеет наклон, но расположен в смешанном лесу. Остается участок 2 — с хорошими уклонами (частые горизонтали), покрытый луговой растительностью (нет деревьев).
-
Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте топографической карты цифрами 1, 2 и 3, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя. Для обоснования вашего ответа приведите два довода.
Ответ: Наиболее сильно эрозия развивается на наклонных участках, лишенных растительности. Данным условиям удовлетворяет участок 1 (участок 2 в лесу, участок 3 — ровный)
-
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Ответ: Нужно, чтобы урожай было удобно вывозить, а дорога проходит только рядом с участками 2 и 3. Из них следует выбрать тот, который лучше освещается солнцем, то есть склон южной экспозиции (солнце в наших широтах всегда оказывается с южной стороны) На склоне южной экспозиции на карте находится участок 3.
Чтение графиков
Вопросы к статистике: верны ли утверждения?
-
С 2007 по 2013 год в Россию приезжало меньше людей, чем выезжало.
Ответ: неверно, за этот период иммиграция всегда превосходила эмиграцию
-
В 2008 году выехали 40 миллионов человек, а приехали 282 миллиона.
Ответ: заведомо неверно, поскольку говорится о миллионах человек, а даны тысячи
-
С 2007 по 2009 год наблюдалось уменьшение числа и прибывших и уехавших.
Ответ: верно, 287-282-280 иммигрировало, 47-40-32 эмигрировало
-
В 2013 году по сравнению с 2012 годом число приехавших снизилось на 64 тысячи человек (482-418=64)
Ответ: вычисления верные, а вывод нет, поскольку число иммигрантов выросло на 64 тыс. человек
-
С 2010 года число выезжающих из России людей постоянно возрастало.
Ответ: судя по графику — да, однако показатели заканчиваются на 2013 г.
-
В каком году из показанных на графике в Россию на ПМЖ въехало наименьшее число людей? 1) 2009 2) 2010 3) 2011 4) 2012
Ответ: 2009 г. — въехало 280 тыс.чел., 2010 г. — 192 тыс.чел. (верный ответ), 2011 г. — 357, тыс. чел, 2012 г. — 418 тыс. чел.
-
Определите величину миграционного прироста населения РФ в 2013 году.
Ответ: миграционный прирост — разница между числом приехавших и уехавших за определенное время; в 2013 году прибыло 482 тыс.чел., убыло 186 тыс. чел., поэтому миграционный прирост составил 296 тыс. чел. (482 — 186)
Типовые задания № 8-9 ОГЭ. Поиск данных и вычисления
-
В каком году из указанных рождаемость была наименьшей? Определите естественный прирост населения в Брянской области в 2012 году. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: Наименьшая рождаемость (13 618 человек) наблюдается в 2014 году. Естественный прирост — разница между рождаемостью и смертностью, он может быть положительным и отрицательным (естественная убыль), как в данном случае. Сразу ставим знак «-» в ответ. Берем данные за 2012 год и вычисляем: 19857 — 14391= — 5466 чел.
-
Выберите верное утверждение:
1. Число выбывших из Калужской области на постоянное место жительства в другие страны было меньше, чем из Курской области
2. Число выбывших из Калужской области в другие регионы России было меньше, чем из Курской области
3. Число прибывших в Курскую область на постоянное место жительства из других стран было меньше, чем в Калужскую область
4. Число прибывших в Калужскую область из других регионов было меньше, чем в Курскую область.
Определите миграционный прирост всего населения Калужской области в 2012 году.
Миграции населения в Калужской и Тульской областях в 2012 г.
Показатель |
Число прибывших |
Число выбывших |
||
Калужская область |
Курская область |
Калужская область |
Курская область |
|
миграция в пределах России |
20 786 |
30 378 |
23 701 |
32 078 |
внутрирегиональная |
8 970 |
19 130 |
8 970 |
19 130 |
межрегиональная |
11 816 |
11 248 |
14 731 |
12 948 |
международная миграция |
6 996 |
4 902 |
2 682 |
278 |
Всего |
27 782 |
35 280 |
26 383 |
32 356 |
Ответ: Верно утверждение № 3. В 2012 году прибыло 20786 + 6996 = 27782 чел., убыло 23701 + 2682 = 26 383 чел. Разница будет миграционным приростом: 27 782 — 26 383 = 1 399 чел.
Чтение климатической диаграммы
Вопросы к климатической диаграмме: верны ли утверждения
-
Большую часть года температуры воздуха отрицательные.
Ответ: да, положительные лишь 2 месяца
-
Период с положительными температурами воздуха составляет четыре месяца.
Ответ: нет
-
Среднемесячная температура воздуха — 20°С наблюдается в апреле и декабре
Ответ: в апреле — да, в декабре — нет.
-
Среднемесячные температуры воздуха в марте и декабре примерно одинаковые.
Ответ: да
-
Осадки распределяются равномерно в течение года. В летнее время их несколько больше, чем зимой.
Ответ: да
-
Максимальное количество осадков — 209 мм выпадает в августе.
Ответ: нет, 209 мм — годовая сумма
-
Лето не только самый теплый, но и самый сухой сезон года.
Ответ: нет, самый теплый и «влажный»
Хотите следить за разбором заданий в режиме реального времени, задавать вопросы и обсуждать актуальные темы? Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы оперативно узнавать о предстоящих вебинарах!
#ADVERTISING_INSERT#