Один текст — разные заголовки
- наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста; отрабатывать умение подбирать заголовок к тексту
- заголовок
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за текстами, объединёнными общей темой «Зима», но различающимися содержанием; отработка умения правильно подбирать заголовок, отражающий содержание текста. Наблюдение и обсуждение проводятся фронтально, устно, запись первого текста с подходящим заголовком — самостоятельно, с последующей проверкой учителем правильности списывания. Текст 1 называется «Снежное покрывало»; текст 2 — «Красавицы сестрички»; текст 3 — «Портниха зима». Необходимо, чтобы ученики самостоятельно устанавливали основную мысль текста и предлагали свои заголовки к тексту (учитель может записывать их на доске). Важно обратить внимание учеников на то, что в тексте может быть какое-то ключевое слово или сочетание слов, которые подскажут его основную мысль и свяжут заголовок с текстом. Если ученики затрудняются в самостоятельном выборе заголовка, следует выделить при чтении (подчеркнуть голосом) ключевые слова и словосочетания: в тексте 1 — «сладко спать под белым пушистым покрывалом»; в тексте 2 — «все снежинки — сёстры»; в тексте 3 — «зима сшила наряды». Работа с текстом 1 может стать образцом анализа содержания и алгоритмом выбора заголовка: ученики слушают текст, затем учитель задаёт вопросы. О чём говорится в тексте? С чем сравнивается снег? Почему в тексте говорится, что снежинки одевают дома, деревья, землю? Почему автор называет снег нарядом? И т. д. После этого учитель просит учеников придумать свои заголовки к тексту и записывает после обсуждения некоторые из них на доске. В заключение ученики самостоятельно читают текст и выбирают в учебнике подходящий заголовок. Если учениками были предложены более интересные заголовки, учитель может посоветовать при списывании выбрать тот, который детям понравился больше всего. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за связью заголовка с основной мыслью текста. Проводится фронтально, устно, на примере содержания учебника. Можно напомнить ученикам одну из ранее изученных тем, например: «Совсем недавно мы с вами узнали, что слова имеют значения и связываются друг с другом определённым образом. Помните этот урок? О чём мы с вами говорили? А как бы вы озаглавили урок? Теперь давайте посмотрим, как он называется в учебнике». Далее учитель организует работу с содержанием учебника: «Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, если он озаглавлен „Учимся составлять текст“?» После этого следует найти в учебнике урок 105 и прочитать ученикам, например, задания к упражнениям, чтобы они убедились в том, что название урока указывает на его содержание. В качестве дополнительного материала можно использовать любую книгу: прочитать один из пунктов содержания, попросить представить, о чём пойдёт речь, а затем проверить себя, обратившись к тексту. |
4 | 4. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) аналогично упр. 1 и 2. В зависимости от уровня подготовленности класса учитель выбирает форму проведения: фронтальная, самостоятельная для всего класса, индивидуальная для хорошо успевающих учеников (с обязательным обсуждением результатов); при невысоком темпе работы упражнение можно не проводить. Необходимо обратить внимание учеников на выбор такого заголовка, который не только подскажет, о чём пойдёт речь в тексте, но и способен заинтересовать читателя. С этой целью предложите ученикам подумать: о чём может говориться в тексте, если он называется «Лиса»? Если ученики затрудняются в ответе, предложите несколько своих вариантов, например: о том, как выглядит лиса, о лисе и лисятах, о лисе на охоте, о лисе в сказке и т. п., а затем прочитайте текст. При обсуждении его содержания важно выделить главное — рассказ о том, как лиса ловит мышей. Значит, заголовок «Не кошка, а мышей ловит» связан с текстом следующим образом: мы знаем, что кошки ловят мышей, но, оказывается, лисы их тоже ловят, поэтому и заголовок указывает на то, что в тексте будет говориться о каком-то животном, которое так же, как и кошка, ловит мышей. |
5 | 5. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма в тетрадях с широкой разлиновкой, где учащиеся должны самостоятельно контролировать высоту букв. Прописывается последовательность букв и, ш, и, ш — с обязательным контролем одинаковой высоты букв. Далее прописывается слово шишка. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |