Обобщающий урок "Жизнь людей при первобытном строе".
Цель: обобщить и систематизировать знание обучающихся по истории развития первобытно - общинного строя, продолжить формирование устойчивого интереса к предмету.
Задачи: закрепить умения обучающихся сравнивать , анализировать, обобщать, обосновывать собственные выводы , применять на практике полученные знания и умения.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Подготовительный этап: на пришкольном участке подготовить демонстрационный материал для «археологических раскопок»:
1-захоронение – «рука» (муляж) первобытного человека.
2-захоронение – «череп неандертальца» (муляж), ручное рубило (муляж), остатки костра .
3- захоронение – «каменный топор», лук и стрелы, кусок кожи.
4-захоронение – медный серп, глиняная тарелка , металлические бусы, ячмень, мотыга .
Таблички: 1;2;3;4; «стадо» ; «родовая община»; «соседская»; «присваивающий труд»; «производящий труд»,малярные кисточки.
Ожидаемый результат: обучающие демонстрируют полученные знания, усваивают новые исторические термины и понятия: эволюция, австралопитек, homo sapiens, неандерталец, рубило, муляж.
Ход урока
Учитель сообщает тему, цели, задачи урока доступные для обучающихся.
1 этап
Повторение пройденного материала, с целью выяснения уровня его изучение обучающимися.
Предложены вопросы:
- Какую важную тему, мы закончили изучать?
- Как долго люди на земле жили первобытным строем?
- Где были найдены первые стоянки первобытных людей и почему именно там?
- Есть ли в Волгоградской области стоянки первобытных людей, в каком месте (Сухая Мечетка (Спартановка), устье реки Червлёной)
- Как называется наука, изучающая исторические источники?
- Какие исторические источники, вы знаете?
Учитель подводит итог: «И так, мы еще раз убедились в том, что хорошо изучили тему, много узнали о жизни первобытных людей, и сегодня на сорок минут мы станем учеными-археологами, для того, чтобы самим заглянуть в далекое прошлое, применив при этом наши исторические знания и умения(т. е. ставится цель второго этапа).
Проводится инструктаж по технике безопасности «Правила поведения обучающихся на экскурсии».
2 этап. Практическая работа
Учитель выводит обучающихся на пришкольный участок, где уже подготовлены «захоронения», наиболее «слабым» обучающимся, даются индивидуальные задания: а)описать захоронения, б)зарисовать захоронения.
Обучающиеся внимательно осматривают «захоронения» и определяют самые ранние и более позднее периода, расставляя таблички 1,2,3,4, объясняя при этом свои действия.
Задания № 2 Чем отличается первое захоронение, от последующих? Обучающиеся делают вывод о наличии в остальных «захоронениях» предметов быта, орудий труда.
Учитель: Как вы это объясните?
Обучающиеся: Возникли религиозные верования.
После работы с размещением табличек по «захоронениям» идет опрос обучающих.
- Чем отличался первобытный человек от обезьяны?
- Назовите самое главное отличие.
- Какую роль играл огонь в жизни первобытного человека?
- Как менялись орудия труда?
- Каковы основные занятия у людей, исходя из наших находок?
- Характеристика стада, родовой общины, соседской общины.
- Какие изменения произошли в жизни людей с появлением медных орудий труда
- Работа с понятием «неравенство», «присваивающий труд», «производящий труд».
По ходу опроса учитель и обучающийся работают с такими понятиями как: эволюция, австралопитек, homo sapiens, неандерталец, рубило, муляж.
Затем проверяется работа тех, которые описывали и зарисовывали «захоронения», обучающиеся сравнивают описания и рисунки, делают замечания, оценивают работы.
3 этап
Учитель напоминает цели и задачи урока, предлагает обучающимся подвести вместе итоги урока:
- Какие знания вам пригодились в ходе «археологических» раскопок?
Обучающиеся перечисляют какие знания о первобытном строе помогли им при работе с захоронениями. Далее учитель обращает внимание на умения и навыки, которые сформировались на уроках истории: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Учитель, обобщая выступление обучающихся в ходе подведения итога урока, акцентирует внимание на то, что полученные знания всегда пригодятся на практике. Затем дает оценку работу обучающихся, нацеленную только на положительную мотивацию обучения, выделяет особенно активных, комментирует оценки.
4 этап. Домашнее задание
Домашнее задание дифференцируется по сложности и интересам обучающихся, предоставляется право выбора:
- Работа в рабочих тетрадях « История Древнего мира»
- Анализ рисунков первобытного человека, отражающих занятия древних людей.
- « Историческая дуэль» - по 5 вопросов по теме « Жизнь людей при первобытно - общинном строе»
- Составление презентации кроссвордов «Жизнь первобытных людей»
- Создание презентаций: «Жизнь людей при первобытно – общинном строе»
- Для любознательных:
1) Расположите древнейших предков человека в порядке их возникновения снизу вверх: а)человек умелый; б)человек прямоходящий; в)австралопитек;
2)Древнейшие следы пребывания человека на территории России имеют возраст а)2,5 миллионов лет назад ;б)1 миллион лет назад; в)7-8 тысяч лет назад
3)В Каповой пещере обнаружено а)поселение первобытных людей; б)наскальная живопись: в)настенная живопись
4)Большинство украшений ,найденных в древних захоронениях под Владимиром были сделаны а)из дерева; б)из камня; в)из бивня мамонт
При наличии свободного времени: тест «Жизнь первобытных людей».
1. Когда появился homo sapiens?
А) 40 тысяч лет назад;
Б) 250 тысяч лет назад;
В) 10 тысяч лет назад ;
2. Укажите континент – прародину человечества:
А) Северная и Южная Америка;
Б) Азия;
В) Африка;
Г) Европа.
3. Первым занятием древнейшего человека было:
А) скотоводство;
Б) собирательство;
В) земледелие;
Г) ремесло.
4. Укажите, что такое род?
А) человеческое стадо;
Б) все люди земли;
В) постоянный коллектив родственников;
Г) древнейшие люди, происходившие от общего предка ;
5. Укажите признаки соседской общины:
А) происхождение от общего предка;
Б) общая территория и взаимопомощь;
В) сбор урожая сообща, в общий амбар;
Г) общее хозяйство.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.