О физике и физиках
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с новым предметом, научными методами изучения природных явлений, физическими понятиями.
- Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, наблюдательность, умение проводить опыты и анализировать результаты опытов.
- Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать умение работать в группах.
Ход урока
1. Оргмомент. О требованиях к предмету. Техника безопасности на уроках и в кабинете физики
Мотивация
Вступительное слово учителя. Маленькая рыбка сказала морской королеве: "Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно, я не знаю". Морская королева ответила: "Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть бытие твоё". А я хочу у вас спросить, ребята, что такое физика?
Ответы учащихся: изучает природные явления, природу, движение.
Учитель: скажите, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Попробуем сформулировать цель урока.
Ученики выдвигают свои версии: опыты ставить, объяснять их, о физике.
Учитель: я предлагаю записать тему урока: О физике и физиках. На экране вы видите рюкзак: в конце урока вы расскажете мне и одноклассникам, что жв это рюкзаке унесете с собой с сегодняшнего урока.
Актуализация знаний
Учитель включает фрагмент из электронного приложения к учебнику физики «Что изучает физика». Посмотрев фрагмент, сформулируйте по нему вопросы
Вопросы детей (учитель их записывает на доске, затем сами же ученики дают на них ответы):
- Что изучает физика?
- Что такое физические явления?
- Приведите примеры физических явлений.
Учитель: В физике выделяют следующие физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые, световые (схема 1 на доске), соотнесите примеры явлений из фрагмента с видами явлений в схеме.
Ученики записывают в тетради: Физика («фюзис» греч. - природа). – наука о природе и изучает физические явления. Ввел понятие Аристотель, в русском языке слово «физика» и первый учебник по физике появились благодаря М. В. Ломоносову.
Учитель: Какие еще науки изучают природу?
Ученики: биология, география, химия, астрономия.
Учитель: В чем отличие физики от других наук?
Ученики: высказывают свою точку зрения.
Учитель: Физика - это всё, что тебя окружает, всё, что ты видишь и не видишь, слышишь и не слышишь, чувствуешь и не чувствуешь. Физика и вне тебя, и в тебе самом. Вся жизнь на Земле, все мы, Земля, Солнце, звёзды, вся Вселенная возникли и развиваются по законам физики и закончат своё нынешнее существование тоже по её законам, насколько мы это знаем. Вот поэтому каждый человек должен хорошо знать законы физики.
Учитель: Как называют людей, которые занимаются физикой?
Ученики: Физики.
Учитель: Чем же они занимаются?
Ученики: Ставят опыты и объясняют различные природные явления, создают новые приборы.
Учитель: Где и зачем ставят свои опыты физики? Какие методы используют физики?
Ученики: В лаборатории, изучить и объяснить явления природы.
2. Изучение нового материала через проблемную ситуацию
Учитель: Легко ли делать открытия, а затем объяснить их?
Ученики: высказывают свою точку зрения.
Учитель: Наш кабинет – маленькая лаборатория, и мы приступаем к опытам.
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Ученики получают карточки с заданиями и ящики с оборудованием. (Прием «Проведи исследование»)
Учитель: Вы сегодня познакомитесь с некоторыми физическими приборами. Названия приборов подписаны на карточках, постарайтесь их запомнить. Вам предстоит выполнить в течение 8-10 минут задания, заполнить таблицу, найти объяснение результатам опытов. Затем один ученик от каждой группы рассказывает о проделанной работе и выводах.
Ученики приступают к выполнению работ.
Карточка 1.
(Сборник задач по физике А.В. Перышкин Задача № 31)
Приборы: штатив с лапкой, сосуд с подкрашенной жидкостью, стеклянная трубка с пробкой, колба.
Задания:
- Соберите установку, как показано на рисунке.
- Потрите интенсивно ладони рук друг о друга, чтобы они согрелись.
- Обхватите рукам колбу как на рисунке.
- Уберите руки от колбы.
- Повторите пункты 2,3,4 несколько раз.
- Результаты опытов запишите в таблицу.
- Объяснение по результатам опытов и запишите в таблицу. Назовите физическое явление.
Экспериментальная установка |
Результаты |
Объяснение |
|
Колбу обхватили теплыми руками. |
|
Руки убраны от колбы. |
|
Карточка 2.
(Учебник Физика 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год), стр. 167, рис 123)
Ученики не смогут объяснить этот опыт, но он вызывает огромное удивление, поэтому учитель считает возможным постановку данного опыта на уроке. Удивление – ключ к познанию.
Приборы: магнит, подставка, коромысло с кольцом с разрезом и без разреза.
Задания:
Опыт 1.
- Положите коромысло на стол и поднесите к нему магнит.
- Запишите результат опыта в таблицу и объяснение к нему.
Опыт 2.
- Установите коромысло на подставке как показано на рисунке 1.
- Поднесите магнит к сплошному кольцу.
Опыт 3.
- Повторите опыт с кольцом с разрезом.
- Запишите результаты опытов и объяснение к ним. Назовите физическое явление.
Экспериментальная установка |
Результаты |
Объяснение |
Опыт 1 |
|
|
Опыт 2.
|
|
|
Опыт 3. |
|
|
Карточка 3.
(Учебник Физика 8 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год), глава 3)
Приборы: две полиэтиленовые полоски.
Задание:
Опыт 1.
- Положите пленки на парту рядом параллельно друг к другу.
- Разгладьте пленки руками в разных направлениях
- Поднимите пленки над партой и поднесите их друг к другу.
- Напишите результаты опыта в тетрадь и объяснение к ним.
Опыт 2.
- Положите одну пленку на другую пленку.
- Разгладьте пленки руками в разных направлениях.
- Поднимите пленки над партой и поднесите их друг к другу.
- Напишите результаты опыта в тетрадь и объяснение к ним. Назовите физическое явление.
Экспериментальная установка |
Результаты |
Объяснение |
Опыт 1
|
|
|
Опыт 2
|
|
|
Карточка 4.
(Учебник Физика 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год), стр. 56, рис 29)
Приборы: деревянный брусочек, два листа бумаги одинакового размера.
Задание:
Опыт 1.
- Выпустите одновременно с одинаковой высоты деревянный брусок и бумагу.
- Запишите результаты опыта и объяснение к ним.
Опыт 2.
- Возьмите две одинаковые бумажки и одну скатайте в шарик, а другую оставьте целой. Выпустите их одновременно с одинаковой высоты.
- Запишите результаты опыта и объяснение к ним. Назовите физическое явление.
Экспериментальная установка |
Результаты |
Объяснение
|
Опыт 1
|
|
|
Опыт 2
|
|
|
Карточка 5.
(Учебник Физика 8 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год), §66)
Приборы: зеркало на подставке, пешка.
Задание:
Опыт 1. Поместите пешку перед зеркалом и получите ее изображение в зеркале. Сравните размеры пешки и изображения, результат запишите в таблицу.
Опыт 2. Перемещайте пешку относительно зеркала (приближайте и удаляйте от зеркала). Как изменилось расстояние от зеркала до изображения? Результат запишите в таблицу. Назовите физическое явление.
Экспериментальная установка |
Результаты |
Опыт 1
|
|
Опыт 2
|
|
Карточка 6.
(Учебник Физика 9 класс А.В. Перышкин, Е.М. Гутник (2014 год), стр. 127, рис 74)
Приборы: штатив с лапкой и муфтой, металлическая пластинка.
Задание:
Опыт 1. Соберите установку как на рисунке: зажмите в лапке штатива металлическую пластинку. Отведите в сторону пластинку и отпустите. Результат наблюдения запишите в таблицу.
Опыт 2. Измените длину выступающей части металлической пластинки (сделайте короче или длиннее), снова отведите в сторону пластинку и отпустите.
Ответьте на вопрос в таблице. Назовите физическое явление.
Экспериментальная установка |
Результаты |
Объяснение |
|
Опыт 1 |
|
Опыт 2 |
|
Учитель: вы поставили опыты по изучению различных физических явлений. Расскажите о выполненной работе и определите, какое физическое явление вы изучили, ответ обоснуйте. Расскажите о ваших ощущениях в ходе выполнения работы? В чем была сложность в выполнении работы?
Выступление учащихся. По ходу беседы на доске появляется следующая схема 2.
Учитель: Какими способами вы получили знания в ходе выполнения работы?
Ученики: Опыты, наблюдали, выдвигали предположения о результатах опытов. Высказывания детей учитель фиксирует на доске.
Учитель: Ученые – физики используют такие же методы. Представим сказанное вами в виде схемы 3.
Ученики записывают схему в тетрадь.
Учитель: На уроках вы изучаете русский язык, английский. Есть еще один язык, которым вы должны овладеть – это язык физики. В физике используют специальные слова, термины, обозначающие физические понятия.
Самостоятельная работа по учебнику §2.
Прочитайте и ответьте на вопросы:
- Что такое физическое тело? Приведите примеры.
- Что называют веществом? Приведите примеры.
- Что называют материей? Приведите примеры.
Ученики работают по учебнику, отвечают на вопросы.
Учитель открывает слайд с портретами ученых, рассказывает о некоторых из них, говорит о багаже знаний, который получает ученик и это поможет ему реализовать мечты в жизни.
Осмысление и первичное запоминание.
На экране появляется рюкзак.
Учитель: Что же мы положим сегодня в свой рюкзак с первого урока физики?
Ученики отвечают, на интерактивной доске открываю следующую картину.
Проверка усвоения: решение задач из А.Е. Марон, Е.А. Марон, С. В. Позойский Сборник вопросов и задач Физика 7-9
№4 (устно)
№5 на интерактивной доске – ученик расставляет слова в соответствующие колонки
Анализ и подведение итогов урока, д/з
Учитель: Что больше всего понравилось на уроке, где вы испытывали трудности?
Ученики: понравилось выполнять опыты; трудности: правильно сформулировать вывод и дать объяснение по результатам опытов.
Дома: §1, 2, 3, 6, выучить записи и определения.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.