Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Класс: 7.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
Задачи:
Обучающие: знать понятия: "нервная система", "нервная клетка", "раздражимость", "рефлекс»; значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных;
Развивающие:
- развивать общеучебные навыки: умение анализировать; сравнивать; выделять главное, общее, частное; устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с наглядным материалом и текстами;
- формировать способности рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные: отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах; способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.
Планируемые результаты учебного занятия:
Познавательные УУД:
- Проявление интереса к изучению нового материала.
- Формирование умения работать с текстом учебника.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Формирование умения выражать свои мысли и идеи.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД:
- Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД:
- Готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Информационно-технологические ресурсы: ноутбук - электронный учебник (на каждую группу), рабочая тетрадь.
Основные термины и понятия: нервная система, нервная клетка, раздражимость, рефлекс.
Этап урока, цели и время проведения |
Деятельность |
Деятельность |
Планируемые результаты |
УУД |
|||
I. Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. |
Показывают готовность к уроку. |
Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу. |
К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. |
II. Мотивация. Цель: - подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
Отвечают на вопрос, формулируют тему урока. |
Читает выражение: «Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания и др. животными определяется…»; способствует актуализации знаний учащихся. |
П: Проявление интереса к изучению нового материала. К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
III. Актуализация пройденного материала. |
Отвечают на вопросы: (С № 3,4) |
Организация работу пар с заданием электронного учебника; 1) Из чего состоит НС? Тетрадь №2. Выполнить задание. 2) Каковы свойства нервных клеток? 3) Каковы функции НС? 4) Что такое раздражимость? Слушают рассказ учителя о раздражимости одноклеточных животных. |
К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию. |
IV. Изучение нового материала. Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. |
Читают текст учебника, отвечают на вопрос, заполняют таблицу в тетради. Слушают рассказ о строении головного мозга позвоночных животных, роли животных в освоении космического пространства. |
Определить, чем представлена НС у многоклеточных животных? Строение головного мозга позвоночных животных. Принцип реактивного движения. Животные в космосе. |
П: Формирование умения работать с текстом учебника. К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию. |
V. Закрепление нового материала. Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. |
Отвечают на вопросы. |
С какой целью, человек запускал всех этих животных в космос? Какое свойство лежит в основе способности живого организма реагировать на раздражение? |
К: Формирование умения выражать свои мысли и идеи. Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. |
VI. Совершенствование знаний. Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. |
Строят макет нервных клеток. |
Показать передачу нервных импульсов от одного нейрона к другому. |
К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, |
Учащиеся заканчивают предложения: 1. На уроке я работал: 2. Своей работой на уроке я: 3. Урок для меня показался: 4. За урок я: 5. Материал урока мне был: |
Домашнее задание: ответить на вопросы к параграфу 43. Выполнить задания в рабочей тетради № 3, 6, 8 Оценки за урок. |
К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |