«Народные куклы. Кукла Пеленашка».
«Кукла «Карельская «рванка» была оберегом, но, в то же время она была и игровой куклой. Сведения о ней были получены на празднике в деревне Киндасово от жительницы карельского села Пряжа Яковлевой Лидии Александровны. Самые простейшие куклы не требовали даже использования иголки, можно было обойтись и без ножниц: ткань рвалась, поэтому в народе их называли «рваными». В условном костюме обнаруживаются детали костюма южных карел: рубаха, юбка, передник, пояс, платки»
Дмитрий Москин, член творческого союза России
Цель мероприятия: формировать у детей и родителей представления о культуре и традициях Карелии.
Задачи мероприятия:
- Познакомить с видами народных кукол, с карельскими народными обрядами.
- Приобщать взрослых и их детей к традиционной культуре Карелии.
- Активизировать словарный запас дошкольников (оберег, лоскут, тряпичная, передник). Знакомство с новым словом puolistus (оберег)
- Способствовать использованию в речи детей элементарных языковых конструкций, речевых штампов на карельском языке.
- Учить мастерить куклу Пеленашкуиз лоскутков ткани.
- Формировать у детей эстетичeский вкус, развивать воображeние, способность фантазировать.
Описание и формы организации деятельности детей: Ежегодно 21 февраля в нашей республике Карелия отмечается Международный день родного языка. Традиционно в нашем ДОУ проходят различные образовательные и развлекательные мероприятия. Это и образовательные площадки, и познавательные занятия, обучающие игры и квесты, развлечения и мастер-классы. Данное мероприятие является познавательным мастер-классом для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Предварительная работа:
- создание выставки «Народные игрушки Карелии»;
- игры с куклами;
- посещение музея «Карельская горница» (в ДОУ);
- рассматривание иллюстраций с изображением русского и карельского национального костюма;
- знакомство с карельским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми (чтение карельских сказок, использование карельских загадок)
Оборудование и материалы:
- выставка народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани, дерева, бересты, шерсти);
- карельский национальный костюм;
- колыбелька с куклой;
- чудесный мешочек с загадкой;
- магнитофон с записями русских народных песен;
- мультимедийная установка, презентация к занятию;
- на столах подносы с лоскутками ткани (полоска белой ткани для скрутки, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, нитки мулине).
Ход мероприятия
Под тихую народную песню входит воспитатель в национальном карельском костюме с маленьким расшитым мешочком, дети встают вокруг.
Воспитатель: Terveh, lapset! Terveh, gostat! Mielis on nähtä teidy! Здравствуйте, гости дорогие. Посмотрите, какая я нарядная и красивая к вам сегодня пришла. На мне национальный карельский наряд, в таких сарафанах очень-очень давно ходили наши с вами прабабушки. В руках у меня волшебный мешочек – я вам кое-что припасла (достает из мешочка листок с загадкой). Это загадка, отгадайте ее и скажете, о чем я вам сегодня поведаю:
Загадка
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Познавательная беседа
Воспитатель: Догадались? Это кто? Ребята, а зачем нужны куклы? Правильно, для игры. С куклами очень любят играть наши девочки. Сейчас куклы есть во многих магазинах, они яркие и красивые (слайд 1).
Воспитатель: Современные куклы различные и их легко можно купить, но давным-давно магазинов не было и кукол для детей взять было негде. И тогда родители наших прабабушек и прадедушек придумали делать кукол своими руками. Посмотрите на изображение и скажите - из чего же их изготавливали? (слайд 2).
Воспитатель: Их мастерили из дерева, соломы и различных тряпочек – лоскутков. Обратите внимание, какие яркие тряпичные куколки. А теперь посмотрите на этих куколок ближе (показывает образцы). Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани. При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самых красивых кукол. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Ребята, а вы знаете, что такое оберег?
Воспитатель: Puolistus (оберег) - это предмет, имеющий магическую силу. Любой оберег защищает человека от несчастья, болезни, охраняет дом. Наши предки верили и считали, что у кукол есть волшебные свойства- куклы могли защитить от злых сил, принять на себя болезнь и беды человека, принести ему счастье. Но для того, чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ножницы и ножи. Лоскутки рвали, а затем связывали. Узелки на куклах были ещё одним оберегом, защищающим от злых сил.
Воспитатель: Каждая кукла имеет своё значение. Садитесь поудобнее, а я расскажу вам об этих куклах.
Знакомство с видами народных кукол
Вот кукла Зерновушка. Это кукла – мешочек. В неё обязательно клали зерно. Считалось, что это кукла помогает сохранять урожай (слайд 3).
Это кукла Кубышка. Она приносит в дом богатство. Посмотрите, какая она пышная (слайд 4).
Это кукла Травница. Это тоже кукла – мешочек. В нее клали сушёную лекарственную траву. Ребёнок, играя такой куклой, вдыхал лечебный аромат трав и редко болел (слайд 5).
Воспитатель: А как вы думаете, почему эту куклу зовут Утешницей? (слайд 6).
Кого она могла утешать? Правильно, эту куколку клали ребенку в люльку, когда он сильно плакал. Тот успокаивался.
Воспитатель: Куклы Неразлучники. Этих кукол дарили жениху и невесте, чтобы они жили долго и счастливо (слайд 7).
Воспитатель: А теперь пришла пора отдохнуть вам, детвора. Tulgua kaikin krugah-давайте встанем в круг!
Физминутка
Yksi,kaksi,kolme, nelli
Kaikin yhtes astummo.
Yksi,kaksi,kolme, nelli
Kaikin nenga azummo:
Käit yläh-alah
Yläh-alah
Hypimmö,hypimmö...
Воспитатель: Играя в куклы, маленькие девочки и мальчики учились вести домашнее хозяйство, шить, одеваться и многому тому, что пригодится в жизни. Такую куклу мог сделать любой ребёнок четырех-пяти лет.
Воспитатель: А вы заметили что-нибудь необычное у всех кукол? Правильно, они не имеют лица. У них есть голова, но нет глаз, носа, рта. Наши предки считали, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Если не нарисовать куколке глаза, то у человека не будет плохих мыслей и желаний.
Воспитатель: А вот эта куколка называется Рванка (слайд 8).
Ткань для нее рвалась, поэтому в народе их называли «рваными». Во что она одета? Правильно: рубаха, юбка, передник, пояс, платок. Эти куклы раньше встречались в каждой карельской семье. На кого они похожи? На маму, правильно. А у каждой мамы есть ребенок. Посмотрите, вот кукла Рванкас малышом (слайд 9).
Называется эта маленькая куколка Пеленашкой. А почему ее так назвали? Да, ее пеленали, как настоящего младенца. И платочек есть, и пеленочка, перевязанная лентой. Ее клали в люльку с младенцем и она тоже была оберегом - от плохих мыслей, болезней, несчастных случаев.И сегодня мы с вами будем мастерить таких куколок Пеленашек. Садитесь за столы, я приготовила вам различные лоскутки. Но сперва давайте поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая игра « Ну-ка, братцы, за работу»
Hу-ка, братцы, за работу! Сжимаем и разжимаем кулачки
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить. Загибаем по очереди пальцы до мизинца
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь. Сгибаем мизинец
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Обращаемся к правой руке, а затем к левой)
Изготовление кукол
- Берем белый лоскут ткани и делаем из него скрутку, скручиваем в трубочку, посередине завязываем ниточкой (слайд 10).
- Второй ниточкой выделяем голову (слайд 11).
- Берем треугольный лоскут и повязываем его на голову крест-накрест, концы платочка заводим за спину (слайд 12).
- Берем цветной лоскуток и будем учиться пеленать нашу куколку (слайд 13).
- А теперь надо обвязать ее ниточкой. Для этого я приготовила вам яркие нитки мулине, обвяжите куколок (слайд 14).
Вот и готовы ваши куклы Пеленашки.
Воспитатель: Посмотрите, у меня и колыбелька есть, в которой раньше спали маленькие детки. Им в колыбель клали вот такую куколку Пеленашку, которая и была оберегом для малыша, как я вам уже сказала раньше. Давайте представим, что у меня в колыбели лежит мой ребенок, я положу к нему свою куколку и покачаю его. Не просто покачаю, а еще спою ему колыбельную, как это делали когда-то очень-очень давно.
Колыбельная
«Uinotuspajoi»
Baiju, baiju kuklastu,
Baiju minun Kat’astu.
Minä tyttii liikutan,
Kat’ua muate uinotan.
Salbua, Kat’a, silmäzet
Uinuo, minun kuldaine.
Итоги мероприятия
Воспитатель: Понравилось вам делать куколку своими руками?
Sanakua, что нового вы узнали?
Какие куколки вам запомнились? Почему?
Что такое оберег?
Будем еще мастерить куколок своими руками?
Можете своих Пеленашекподарить родным и близким, у которых есть маленькие дети, пусть они им служат оберегом. А на память я хочу подарить вам по яркой ленточке. Kaikkia hyviä!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.