Наркозависимость: что еще важно знать?
Как уберечь ребенка от наркотической зависимости? Как понять, что школьник попал в беду? Что предпринять школе и учителям? На эти и другие актуальные вопросы отвечает кандидат химических наук, ведущий методист ГК «Просвещение» Ольга Плечова.Фотография: Woman photo created by rawpixel.com - www.freepik.com
Без статистики — никуда
«По последним данным независимого некоммерческого проекта «Трезвая Россия», число наркоманов в РФ превышает пять миллионов человек — это около 3,5% от всего населения страны. При этом реальное число граждан, употребляющих наркотики, неизвестно, ведь большинство зависимых официально не обращаются за помощью и не встают на учет».
И вот еще один печальный факт: в первую очередь, увы, наркозависимыми становятся подростки. Как правило, авторитет взрослых в глазах ребят слаб, с ними тяжело общаться из-за неустоявшегося гормонального фона и подросткового нигилизма, когда даже очевидные вещи воспринимаются негативно.
По данным информационного портала «Здоровая Россия», 20% употребляющих запрещенные вещества — школьники 9-14 лет, 60% — молодежь 16-24 лет и 20% — люди 25-30 лет и старше.
Власти уже предприняли серьезные шаги, чтобы обеспечить безопасность детей, и теперь наркотики в школах стали редкостью. Хотя еще в 1990-е и даже в 2000-е нередки были случаи, когда кто-то приносил запрещенные вещества под видом конфет или жвачек. Сейчас число таких происшествий значительно сократилось, но это не значит, что их вообще нет. Еще усугубляют ситуацию современные способы связи — они делают наркодилеров практически неуязвимыми. Правоохранителям стало сложно ловить злоумышленников «за руку».
Мифы, в которые верят наркоманы
Бороться с недугом самим зависимым мешают заблуждения. Вот какие распространенные примеры приводит Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России:- Наркоманы — избранные, которым открыт неведомый мир. Такое ощущение складывается из-за действия запрещенных веществ на психику, когда при наркотическом опьянении кажется, что «море по колено».
- Наркотики помогают общению и сближают людей. Это заблуждение сходно с тем, в котором уверены люди, пристрастившиеся к алкоголю. Запрещенные вещества не только не помогают человеку найти новых друзей, но и сужают его круг общения до людей с такой же зависимостью.
- Наркотики поднимают настроение. Эти вещества запускают определенные реакции в мозгу, но они имеют нездоровую природу. За чувство наркотической эйфории приходится платить здоровьем.
- С легкого наркотика можно «соскочить» в любой момент. Это очередное опасное заблуждение — даже легкие наркотики формируют не меньшую зависимость, чем тяжелые синтетические вещества.
- Лучше быть наркоманом, чем пить. Несмотря на абсурдность самого утверждения, некоторые зависимые действительно начинают в него верить.
Осторожно: дизайнерские наркотики
У синтетических веществ есть несколько характерных особенностей, которые отличают их от опиатов и некоторых других натуральных наркотиков.«Особую опасность представляют дизайнерские, или синтетические, наркотики. Несмотря на пафосное и якобы безобидное название, ничего безобидного в них нет, а слово «дизайнерские» употребляется, чтобы обойти законодательство».
Это, во-первых, быстрое привыкание. Зависимость развивается гораздо быстрее, чем к другим веществам. Многие наркотики этого ряда вызывают сильное психологическое и физическое привыкание уже после первой дозы и с каждым разом лишь усиливают свое воздействие.
Во-вторых, быстрое разрушение здоровья и личности. Если наркоман применяет натуральные наркотические препараты, срок его жизни составляет 10-15 лет с начала употребления. В случае с синтетическими наркотиками срок жизни зависимых — максимум пять лет, но часто гибель наступает в течение первого года.
В-третьих, агрессивная реклама. Эти наркотики можно купить через интернет, а отдельные вещества в их составе, как правило, официально не запрещены. Кроме того, модификации синтетических наркотиков появляются очень быстро, и системы контроля в России и других странах не успевают их отслеживать и вносить в списки запрещенных.
Последствия на всю жизнь. Дизайнерские наркотики, в отличие от натуральных, никогда не выводятся из организма полностью. Несмотря на то, что через какое-то время вещества перестают определяться в крови и в моче, они остаются в тканях организма, прежде всего — в жировой, и приводят к тяжелым последствиям для здоровья даже спустя годы после завершения их употребления. Среди таких нарушений (и это далеко не полный список) — поражение печени, почек, мозга; снижение памяти; нарушение мозговой деятельности; разрушение зубов; импотенция и бесплодие; ухудшение состояния кожи; язвы на лице и теле; выпадение волос.
Почему подростки употребляют?
«За прошедшие годы причины, по которым подростки решаются попробовать запрещенные вещества, изменились несильно. В первую очередь, это любопытство, желание быть похожим на крутого парня либо самому казаться таким».
Но есть и более серьезные факторы, о которых родителям очень тяжело слышать. Среди них — употребление наркотиков в ответ на постоянное давление взрослых или проблемы в семье, а также способ привлечь внимание к себе и своим трудностям.
Остаются почти неизменными и причины, по которым дети решаются повторно попробовать наркотики. В их числе возможность испытать эйфорию, которая затягивает тем сильнее, чем более неблагополучна жизнь подростка, почувствовать уверенность в себе, прилив сил, ощущение «сверхспособностей», повышенную энергичность и активность. Последние состояния быстро проходят, но если человеку они понравились, он ищет способ ощущать их снова и снова, а следовательно, наркозависимость формируется сильнее.
Иногда подростки начинают принимать наркотики не по своей воле — их планомерно втягивают в это или даже принуждают. И тут есть несколько самых распространенных способов вовлечь детей в адскую зависимость. Чаще всего, кстати, подростки пробуют наркотики в клубах и на домашних вечеринках.
Бахвальство и развод на «слабо». В этой ситуации подросток хочет выглядеть крутым, не отставать от компании или сам «задавать моду».
Дружеский «подарок» и дружеское сочувствие. Наркотик предлагает попробовать друг, который уже употребляет его сам. Иногда это может совпасть с проблемами у того, кому их предлагают, чтобы он почувствовал себя «лучше» и «увереннее». В такой ситуации сложно сказать, насколько осознанно действует человек, предлагающий вещества. Однако иногда наркодилеры действительно могут использовать подростков как распространителей.
В пьяном угаре. Очень часто алкоголь сопровождает прием наркотиков. Когда человек пьян, ему легче что-то внушить и подсыпать препарат в питье или еду даже против его воли.
«Амурный шантаж». Чаще всего этот прием используется с влюбленными девочками-подростками, но бывают случаи и с мальчиками. Партнер, который, как правило, сам употребляет, начинает уговаривать другого попробовать. Чаще всего в таких случаях человека «подсаживают на иглу» намеренно.
Целенаправленные действия. По данным правоохранительных органов, к агрессивному и открытому вовлечению в наркозависимость прибегают, когда подросток психологически устойчив, не поддается на уговоры и провокации и не принимает «подарки». В этом случае в ход может пойти алкоголь — внимание любого человека под воздействием спиртного становится рассеянным, и ему можно подсыпать вещество в еду и питье или даже ввести внутривенно.
Как говорить с детьми?
«Тема чего-то запрещенного — всегда специфическая и неоднозначная, поэтому следует подойти к беседе с осторожностью. Например, нельзя использовать специальную терминологию, атрибутику, демонстрировать фотографии и видео с реальными наркозависимыми или жестокими сценами».
Начинать говорить о вреде наркотиков можно уже с детьми 9-11 лет. В первую очередь нужно объяснить, что наркотики и смерть — это фактически синонимы, а из-за приема веществ неизбежно наступит гибель. Ребятам этого возраста объясняют, что такое наркотическая кома и смертельная передозировка, как происходит привыкание к наркотикам и меняется жизнь зависимых, и почему проблемы наркоманов — это беда для их семей и друзей.
В разговоре с ребятами 12-14 лет стоит подчеркнуть уже не только смертельную опасность для здоровья, но и напомнить об уголовной ответственности. Особое внимание стоит уделить защите от манипулятивного воздействия и научиться позитивно воспринимать собственную личность, несмотря на сложный для организма переходный период. Напомните, что даже если у учеников возникли проблемы с наркотиками, нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться к взрослым и попросить помощи у них.
С подростками 15-17 лет можно говорить почти как со взрослыми. В беседах стоит сделать акцент на том, что их выбор на данном этапе — наркотики или категорический отказ от них — повлияет на их будущее в целом: дальнейшее образование, личные отношения, планы обзавестись семьей и получить хорошую работу, общее качество жизни. Кроме того, задача учителя или психолога напомнить подросткам о том, как важно уметь говорить «нет» и иметь чувство собственного достоинства, а также оценивать людей и информацию от них критически.
Что делать, если ребенок — наркоман?
Если у подростка уже есть зависимость, существуют несколько признаков, по которым это можно определить. В частности, постоянно расширенные зрачки, «сумасшедший взгляд», сильнейшая жажда, выраженная бледность, судорожные движения нижней челюстью и непроизвольные гримасы, склонность к монотонным действиям длительное время, депрессивные и тревожные расстройства, суицидальные мысли.Что предпринять педагогу, если подозрения оправдались:
- Предельно тактично сообщите о своем беспокойстве родителям или опекунам подростка. Стоит быть готовым к крайне резкой и негативной реакции со стороны родителей, поскольку они воспринимают это и как свою вину.
- Организуйте индивидуальные встречи подростков и их родителей со специалистом-наркологом. Вероятнее всего, будет необходима анонимная встреча.
- Предоставьте подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указав адреса и телефоны организаций, работающих в этом режиме. Обычно такими сведениями школы владеют и могут оперативно посоветовать, куда обратиться.
Для разговоров со школьниками можно использовать УМК под редакцией Ю. С. Шойгу для 8-9 классов. УМК включает учебник в печатной и электронной форме, методическое пособие и рабочую программу. Одной из главных особенностей учебного пособия является то, что оно дает не просто теоретические знания о различных ЧП, но и учит детей действовать правильно, а также обучает навыкам безопасного поведения в повседневной жизни.