"Нам без родного языка не прожить ни дня!"
Цель: организация и проведение занятия внеурочной деятельности, создание условий для усвоения младшими школьниками знаний в области русского языка.
Задачи:
- Обобщить знания обучающихся 1-4 классов по русскому языку в игровой форме о родном слове.
- Развивать самостоятельность, логическое мышление, внимательность, инициативу и любознательность.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка, к особенностям родного слова.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- обучающиеся получат возможность реализовать в устном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык;
- научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- использовать речь для регуляции своего действия
Предметные УУД:
- овладеют элементарными навыками чтения информации;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод
Младшие школьники получат возможность:
- читать вслух стихотворный текст на основе восприятия и передачи его художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию
Формы организации деятельности младших школьников:
- беседа;
- дидактические игры и викторина;
- работа в группе;
- фронтальный опрос
Ход мероприятия
Беседа ведущего и участников занятия
– Уважаемые жители нашего школьного государства. Я рада вас приветствовать на занятии внеурочной деятельности «Что такое слово» (курс «Занимательный русский язык»).
– Давайте еще раз поприветствуем друг друга: сядьте в круг и назовите свое имя.
– Что вы называли? (слово)
– А что означает слово? (название предмета, признака, действия предмета, признака действия).
– Перед вами карта «Морфология», какие острова на ней вы видите?
– Что вы можете сказать об этих островах?
– Кто может ответить, сколько слов в русском языке? (много)
– Как узнать, что означает слово?
– Где можно ознакомиться со значением слова?
– Какие словари вы знаете? (демонстрация выставки словарей)
– Какие словари есть у вас дома, и какими из них вы пользуетесь чаще? Почему?
Игра «Доскажите словечко»
– Вам сейчас предстоит поиграть, нужно будет быстро закончить предложение, но быть при этом очень внимательным. Итак, приступаем.
- Сено хоботом берет толстокожий … . (слон)
- Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая … . (белка)
- В чаще, голову задрав, воет с голоду … . (волк)
- Кто в малине знает толк? Косолапый бурый … . (медведь)
- На заборе поутру кукарекает … . (петух)
- Под луною песни петь сел на веточку … . (соловей)
– Легко ли было ответить на вопросы? Почему?
– Как вы догадывались, о ком идет речь?
– В чем заключается особенность данных вопросов?
– Можно ли самому составить похожую игру?
Разгадывание загадок
– Для того, чтобы продолжить наше занятие, вам нужно разбиться на три группы так, чтобы в каждой группе были равные силы. (количество мальчиков и девочек не имеет значения)
– А теперь попробуйте разгадать загадки, составленные моими бывшими учениками. Готовы? (каждой группе загадывается по одной загадке, соблюдается очередность)
- Большое, как желтая тыква,
Яркое, как красный огонь,
Теплое, но не пушистый котенок.
(солнце)
Пирожкова Ольга - Прыгает, как ловкий спортсмен,
Нянчит, но не добрая няня,
Молчит, как морская рыба.
(кенгуру)
Антипова Екатерина - Ласковый, как добрая мама,
Маленький, как полевая мышь,
Разношерстный, но не небесная радуга.
(котенок)
Бачурина Екатерина - Прыгучий, как маленькая блоха,
Зеленый, как спелый огурец,
Маленький, но не красный муравей.
(кузнечик)
Коновалов Артем - Желтый, как воздушный шарик,
Кислый, как спелая кислица,
Овальный, но не куриное яйцо.
(лимон)
Ливанская Елизавета - Маленький, как крошечный младенец,
Бедный, как нищий человек,
Умный, но не известный ученый.
(Маленький Мук)
Некрасов Никита - Освещает, как яркое солнце.
Включается, но не телевизор,
Стоит, как высокое дерево.
(фонарь)
Соловьев Сергей - Круглый, как большое яблоко.
Кисленький, как мерзлая вишня,
Оранжевый, но не полезная морковь.
(апельсин)
Ащеулова Надежда - Круглое, как надутый мяч,
Надутое, как глупый индюк,
Катится, но не легкий клубок.
(колесо)
Глушенко Александр - Тихая, как серая мышь,
Хитрая, как взрослая кошка,
Находчивая, но не добрый охотник.
(лиса)
Абрамов Иван - Мягкая, как легкая перина,
Синяя, как яркое небо.
Квадратная, но не геометрическая фигура.
(подушка)
Супонин Павел - Мчится, как быстрый мотоцикл,
Гудит, но не речной пароход,
Перевозит, как добрый волшебник.
(машина)
Завьялов Роман - Летает, как быстрокрылая стрекоза,
Жужжит, но не злая собака,
Опыляет, как трудолюбивая пчелка.
(шмель)
Ашурова Мария - Прыгает, как болотная лягушка,
Стрекочет, но не сорока,
Маскируется, но не военный человек.
(кузнечик)
Минкин Сергей - Яркий, как электрический фонарик,
Маленький, как перламутровая бусинка,
Привлекательный, но не красивая картина.
(светлячок)
Дениченко Александр
– Какие загадки, на ваш взгляд, показались наиболее интересными? Почему?
– Какие загадки знаете вы?
– Да, загадки могут быть авторские и народные.
Задание на сообразительность «Удивительные слова-перевёртыши»
– В русском языке есть слова, которые могут читаться как слева-направо, так и справа-налево. Значение слова не меняется, например, шалаш, казак, как, тут и др.
– Каждой команде будет дано задание, время на его выполнение 2 минуты.
– Сейчас потренируемся (образец):
Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй,
– Я буду деревом тогда.
(Насос – сосна)
1 группа.
Я – крик известный птицы,
Не галки, не синицы.
Меня переверни
И в воду загляни.
Мне нравится вода,
Я в ней живу всегда.
(Кар – рак)
2 группа.
В морях и океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В комнате услышишь.
(Кит – тик)
3 группа.
Я – маленький зверек.
Теперь я попрошу:
Вы переставьте слог –
Я тихо зашуршу.
(Мышка – камыш)
– Представитель каждой команды зачитайте своё задание и расскажите. Что у вас получилось. Докажите свой ответ.
Викторина «Эти загадочные слова, слова, слова…»
– А сейчас вас ждет викторина, каждая команда по очереди будет давать ответ на вопрос, можно совещаться.
– В состав какого молочного продукта входит коровий рог?
(Творог)
– Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак?
(Бабочка и собака)
– Какое животное ходит во фраке?
(Рак – фрак)
– В состав какого мясного продукта входит химическая колба?
(Колбаса)
– Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?
(Катер – скатерть)
– В каком мамином приспособлении для уборки обязательно есть осветительный прибор?
(Швабра)
– Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол?
(Убрать букву «в»: ствол – стол)
– У какого растения есть рот?
(У папоротника)
– У какого гриба есть ухо?
(У мухомора)
– У какого фрукта глаз есть?
(У яблока – яблоко, у кокоса)
– Какая буква-силачка может топор спиралью закрутить?
(Буква «ш» – штопор)
– Можно ли маленькие детские шорты перекроить в роскошные шторы?
(Можно, если переставить в них буквы «о», «р» и «т»: шорты – шторы)
Минутка смеха «Говорят дети»
– А теперь немножко отдыха и чуть-чуть юмора.
1. Где тебя так красиво подстригли, Данил?
– В подстригательной.
2. Ребенок съел макароны и говорит: «Мама, я уже намакаронился»
3. Воспитатель: «Маша, ты ведь уже большая – 6 лет уже»
Маша: «Не-ет, мне уже полседьмого»
4. Соседи приготовили пончики и Саша (4 года) приглашает гостя: «Приходите ко мне чай пить, у меня есть Кончики»
Конкурс «Лучшее чтение стихотворения»
– Каждая группа получает стихотворение, готовит его для выразительного чтения, представитель группы декламирует его.
1. И.Токмакова «Вопросительный знак»
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда?
Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот такой я мастак,
Вопросительный знак!
– Какую роль играет вопросительный знак в русском языке?
2. Ф.Кривин «Точка»
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если точка -
Вывод прост:
Это значит точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слышать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если точку не забыть
Вовремя исправить.
– Для чего мы ставим точку в конце предложения?
3. Б.Заходер «Запятая»
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Съел
Живую мышку,
Кот
В очках
Читает книжку,
Старый дед
Клюет зерно,
Воробей
Влетел в окно
Да как крикнет,
Вылетая:
– Вот что значит
ЗАПЯТАЯ!..
– Что может запятая?
– Оказывается, знаки препинания в русском языке играют важную роль и без них обойтись никак нельзя.
В заключение нашего занятия я хочу вам прочесть стихотворение Михаила Крюкова:
Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
– Наше занятие подошло к концу.
– Вспомните наиболее понравившиеся моменты.
– Какие слова вам хочется сказать друг другу?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.