Начало революции 1917 года
Сценарий предназначен для проведения урока в старших классах гуманитарного профиля, в которых обучаются дети с высокой мотивацией. В ходе работы в малых группах школьники анализируют причины начала и развития революционных событий, в конце урока все выводы объединяются в "Дело о начале русской революции". Разработка дополнена презентацией и раздаточным материалом для учеников.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Пояснительная записка
УМК, используемое в работе: Шестаков В.А. История России, ХХ – начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Просвещение 2012.
Раздел учебника: «Россия в годы революций и Гражданской войны»
Краткая характеристика класса. Данный урок рассчитан на обучающихся 11 класса, гуманитарного профиля, количеством 12 человек. Обучающие мотивированы на получение гуманитарного образования, выбор сделан осознанно, исходя из своих интересов и склонностей. Обучающиеся проявляют интерес к различным сферам гуманитарного знания, творчески активны. Психологический микроклимат в классе благоприятный, дети с уважением относятся к мнению друг друга, не стесняются высказываться и предлагать новые идеи.
Технологии и методики, применяемы на уроке. На данном уроке применяются информационно-коммуникационные технологии, элементы мини-проекта, технология самоуправляемого обучения.
Работа с источниками. На столах лежат бейджи с указанием роли, которые дети могут выбрать сами. Так же на столах лежат материалы для проведения «расследования». Материалы представляют собой исторические документы, фотографии, «телеграммы из революционной России» (разного рода информация, разделенная на отдельные фрагменты по абзацам), биографический материал. Также ребята могут выходить в Интернет для поиска дополнительной информации. Каждой группе экспертов предстоит просмотреть все материалы и выбрать те, которые нужны для формирования «материалов дела».
Активные формы обучения. Ребятам предоставляется возможность самостоятельного анализа, постановки проблемы, планирования своих действий (самостоятельная определение задач и цели урока (при необходимости используется помощь учителя), автономного исследования, творческого представления, прогнозирования использования нового знания.
Анализ результатов.
Предметные (введен в понятийный аппарат ряд исторических понятий и терминов, добыта и усвоена новая информация о событиях начала революции, исторических персоналиях, социально-экономическом и политическом положении страны в данный период и пр.).
Метапредметные (обучающиеся научились самостоятельно определять проблему, ставить цели, задачи учебной деятельности, работать в группе, самостоятельно и с использованием инструкции определять направления поиска, отделять главное при работе с информацией, работать в сети Интернет, проводить системный анализ информации, формулировать выводы, прогнозировать способы применения нового знания и др.)
Личностные(сформирована собственная позиция по вопросам истории данного периода, рефлексия показала, что внутренняя позиция может меняться в зависимости от приобретения и усвоения нового знания, вызван и актуализирован интерес к эпохе начала революции).
Сценарий урока (90 мин.)
Цель: разобраться в причинах Революции и понять, почему начавшись в феврале 1917 года Революция продолжала углубляться, становясь все более и более трагической для русского народа.
Задачи:
- рассмотреть разные источники по истории вопроса,
- составить отчет и вывод по основным группам вопросов,
- создать материал, подтверждающий позицию группы,
- объединить материалы в одно «Дело о начале русской революции»
- сделать заключительный вывод по проблемному вопросу.
1. Вводное слово учителя
В 2017 году отмечается большой юбилей – 100-летие Великой русской революции. Великой, потому что она разделила историю нашего народа на «до» и «после», стала историческим водоразделом развития нашей цивилизации, имела крайне сложные, подчас трагические и противоречивые последствия. Наш урок посвящен событию, рассмотрение которого интересует как исследователей, так и широкую общественность, так как современное российское общество прямо и косвенно связано с событиями 1917 года. Наверняка во всей современной России не найдется ни одной семьи, которую бы не затронула революция. Отсюда неослабевающая актуальность данной темы.
В наступившем 2017 году ожидается большое количество всевозможных юбилейных мероприятий: будут проведены лекции, обсуждения, сняты репортажи и фильмы и т.д. Мы же сегодня тоже постараемся внести свою лепту в эти события.
2. Постановка задач и формулирование проблемного задания
Итак, что же мы знаем о революции? Без преувеличения можно сказать, что знаем мы немало.
Вопрос детям: Почему мы знаем о революции больше, чем о событиях нашей истории более ранних этапов?
Ожидаемый ответ: Так как в ХХ веке появилось и дошло до наших дней большое количество разных исторических источников: кадры кинохроники, фотографии, газеты и журналы, воспоминания современников и участников событий и пр.
Вопрос детям: Однако, невзирая на такое количество источников, можем ли мы утверждать, что знаем о революции все?
Ожидаемый ответ: Нет, так как источники зачастую противоречивы, некоторые были утрачены, мнения очевидцев и участников событий разделились и т.д.
Вопрос детям: На какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы глубже разобраться в событиях начала революции?
Ожидаемый ответ: Причины революции? Кто участвовал в начале событий и каковы были их действия? Можно ли было избежать этих событий? Какие ошибки совершила власть? И др.
Из ответов формулируются основные задачи урока и ставится проблемное задание – Почему начавшись в феврале 1917 года революция не закончилась свержением монархии и приобрела затяжной и трагический характер?
3. Формирование «следственной бригады»
Считается, что политическая революция – преступление, так как она таит в себе огромную общественную опасность и противоречит закону. А любое преступление требует тщательного расследования.
Предлагаю разделиться на группы следственной бригады, в которую входят следующие эксперты: социологи, экономисты, политологи, биографы, аналитики и эксперты в области государственного управления. Группы получают задания и материалы («телеграммы из революционной России», фотографии, биографии деятелей – см. Материалы урока) и предписания.
Экспертная бригада
- Следователи-аналитики – выясняют причинно-следственные связи между событиями, делают аргументированный вывод о том, могла ли Россия избежать революционных событий, какие меры для этого требовались? Какие ошибки были совершены руководителями страны в ходе начала революции? Почему сложившийся режим двоевластия оказался неустойчивым?
- Эксперты-социологи – находят и изучают информацию, связанную с изменениями в российском обществе. Делают вывод о том, как социальные изменения повлияли на ход событий.
- Эксперты-экономисты – находят и изучают информацию, связанную с изменениями в экономическом положении российского общества. Делают вывод о том, каким образом экономические изменения повлияли на ход событий.
- Эксперты-политологи – находят и изучают информацию о политических изменениях в российском обществе. Делают вывод о том, какие политические силы приняли участие в событиях, какова была их роль.
- Эксперты в области государственного управления – находят и изучают информацию об изменениях в области государственной власти. Какие органы революционной власти были созданы в результате революции? Каковы были их функции? Почему создание новых органов не завершило революцию?
- Эксперты-биографы – составляют историко-психологический портрет участников событий. Делают вывод о том, как личностные черты участников повлияли на ход событий? Почему лидеры начала революции не сумели удержать власть в своих руках?
4. Изучение материала, анализ и формирование «материалов дела»
Эксперты изучают информацию, используют дополнительные источники (Интернет-ресурсы) и формируют «материалы дела». На работу выделяется 20-30 минут.
5. Представление «материалов дела» - анализ информации и выводы команд экспертов
Ожидаемые выводы
Эксперты-социологи: социальная ситуация а России была очень нестабильной, что было обусловлено затяжной войной, нехваткой продовольствия, нерешенностью социальных и экономических проблем. Все эти факторы предопределили революцию и углубили революционные процессы.
Эксперты-экономисты: экономика России находилась в глубоком кризисе, спровоцированным затяжной и неудачной войной, нехваткой путей сообщения, товаров народного потребления, коррупцией на местах и на фронте и пр. Такие негативные явления как недоедание и голод, нищета и разруха стали повседневной реальностью для населения. Эти факторы предопределили начало революции и углубление революционных процессов.
Эксперты-политологи: в революционной России были представлены разные силы политического спектра. Накануне революции особую роль сыграли либеральные партии (кадеты и октябристы), а также представители социалистического крыла (меньшевики и эсеры). Эти силы желали наступления революции, поддержали стихийное выступление народа в Петрограде и постарались закрепиться у власти, устранив монархию. Деятельность этих сил в начале революции привела к формированию революционных органов власти: Временного правительства, Петроградского Совета и Советов на местах. Большевистская партия в начале революции не сыграла значительной роли, т.к. В.И. Ленин и его ближайшие сподвижники находились за границей, а сама партия была еще невелика по численности.
Эксперты в области государственного управления: анализируют появление новых органов революционной власти: Временное правительство, Петроградский Совет, Советы на местах. Эксперты изучают функции этих органов и находят «слабые места» в их системе (несогласованность в действиях, порождающее безвластие, «затягивание» в решении наболевших вопросов, прежде всего вопроса о мире, бессистемность и недальновидность в принятии важных решений и пр.). Подобная ситуация в условиях продолжения войны и нарастающего социально-экономического кризиса не могла завершить революционный процесс, а наоборот, стала его катализатором.
Эксперты-биографы: изучив биографии некоторых политических деятелей начала революции (Николая II, А.Ф. Керенского, Г.Е. Львова, Н.С. Чхеидзе, В.М. Чернова и др.) составляют историко-психологический портрет участников начала революции. Делают вывод о том, что такие черты как амбиции, стремление к власти не всегда были подкреплены соответствующими данными (силой характера, дальновидностью, порой жестокостью и беспринципностью и другими чертами, необходимыми для удержания власти в сложной ситуации). Однако, личностные черты в эпоху революции еще не все, так как нельзя сбрасывать со счетов стремительно развивающиеся события, зачастую непредсказуемые и фатальные.
Эксперты-аналитики: внимательно знакомятся с выводами других экспертов и делают обобщающий анализ. Выводы могут быть следующими: революция в России была неизбежна ввиду затяжной войны, углубляющегося экономического и политического кризиса. Затяжной характер революция приобрела в связи с неправильностью действий Временного правительства и Петроградского совета, которые не смогли поставить под свой контроль ситуацию в стране и на фронте. «Двоевластие» фактически обернулось безвластием, процессы анархии на всех уровнях становились неуправляемыми (об этом свидетельствуют постоянные политические кризисы). Эта ситуация предопределила поляризацию политических симпатий масс и привела к власти радикальные силы в лице большевиков.
После выступлений экспертов все материалы собираются в единое «Дело о начале Революции 1917 года», которое передается на суд истории.
6. Подведение итогов и рефлексия
Ребята подводят итоги своего «расследования», делая вывод о том, что даже 100 лет спустя эти события все еще нуждаются в анализе, изучении и пересмотре подходов, так как они крайне противоречивы и имели драматический характер, а также предопределили облик современной России. Отмечают сложности в изучении данного материала (нехватку знаний, множественность источников, трудности в выводах и пр.). Однако, после проведенного «расследования», чувствуют повышение интереса к данной теме и повышения уровня своих знаний.
На финальном этапе заполняют карту самооценки.
Карта самооценки
ФИ ученика _________________________________
Оцените по десятибалльной шкале (от 0 до 10 баллов) следующие показатели:
Ваши знания по теме на начало урока |
|
Знания по теме на конец урока |
|
Степень актуальности данной темы для современности |
|
Степень вашего личного интереса к работе по теме |
|
Степень удовлетворенности своей работы по теме в группе |
|
Степень удовлетворенности результатом работы группы |
|
Степень удовлетворенности уроком в целом |
|