Мы – граждане России
Познакомить с понятиями гражданин, Конституция. Создавать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России.
- Уточнить знания о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление.
Развивать речь детей.
Учить детей ориентироваться в материалах учебника.
Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
проводить анализ с целью выделения указанных признаков
отвечать на вопросы учителя.
- Гражданин, Конституция, гимн, управление, власть, права ребенка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка и принятие мотива учебной деятельности | Учитель. Послушайте одно музыкальное произведение, объясните, что это такое. (Звучит отрывок государственного гимна России.) Подумайте, если прозвучало этот произведение, чему будет посвящен наш урок? Ответы детей Учитель. Тема нашего урока «Мы – граждане России». |
2 | 2. 1. Основная часть урока | Учитель. Я буду читать рассказ, но не все предложения будут закончены. Закончите их вы. Люди, которые принадлежат к населению одного государства, называются _______. Мы живем в государстве, которое называется ____. Столица нашего государства – _________. Основной закон нашего государства – ________. Во главе нашего государства стоит _____. Первым __________ был ________. Сейчас Президентом нашей страны является ____. У каждого государства есть символы. Символы нашего государства – __________. Ответы детей. Учитель. А теперь новая для вас информация. Посмотрите на схему (на интерактивной доске) и послушайте, как управляется наше государство. С этими сведениями вы будете встречаться, обучаясь в школе, не раз, поэтому все хорошо запомните и поймете. Как вы уже знаете, во главе государства стоит Президент, он избирается раз в шесть лет. Ему подчиняется законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть. Законодательная власть – это Федеральное собрание РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Законодательная власть издает законы, по которым живет наше государство. Исполнительная власть представляется Правительством РФ, его глава – премьер-министр. Ее работа направлена на выполнение законов РФ. И наконец, судебная власть представлена главными судами в нашем государстве. Это Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд. Все суды следят за правильным выполнением законов нашей страны, наказывают тех, кто их нарушает. О деятельности всех органов власти вы подробно узнаете в основной школе, когда будете изучать предмет «Обществознание». Дифференцированная работа. Учитель. У кого возникло желание, может перерисовать схему в компьютер. Кто не хочет, запишите название основных органов власти в РФ в свою тетрадь. |
3 | 2. 2. Основная часть урока | Учитель. А теперь предлагаю поговорить о правах граждан России. Посмотрите видеоматериалы и по ним сформулируйте права гражданина нашего государства. |
4 | 3. Итог урока. Анализ результатов деятельности детей | Ответы детей. Учитель. А знаете ли вы, что у каждого ребенка нашей страны есть свои права, которые защищает государство, обеспечивает их выполнение? Поработайте в группах. Я буду записывать ключевые слова каждого права ребенка на интерактивной доске, а вы попробуйте составить с их помощью формулировку права. Оценивать результаты работы групп будет весь класс. Слова: 1 группа: родитель, фамилия; 2 группа: семья, жить, воспитывать; 3 группа: родственники, родители, общаться; 4 группа: 10 лет, учитывать, мнение. Учитель. А теперь посмотрим ответы. Учитель. Сделаем вывод: государство следит за тем, чтобы каждое право ребенка не нарушалось. Работа с учебником на с. 158–159. Итог урока Учитель. Поделитесь своими впечатлениями об уроке: что узнали, что еще хотели бы узнать о нашем государстве. |