Многоугольники
Формирование представлений о многоугольниках.
Способствовать формированию умения различать замкнутые и незамкнутые линии на рисунках, отличать ломаные и многоугольники от других геометрических фигур.
Формировать понятия «вершина», «сторона», «угол» многоугольника.
Формировать умение находить вершины, стороны и углы многоугольника.
Способствовать формированию умения различать многоугольники на рисунке.
Закреплять умение использовать линейку для вычерчивания геометрических фигур.
Закреплять умение использовать в речи названия геометрических фигур и порядковых числительных.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции.
Различение замкнутых и незамкнутых линий на рисунке.
Определение замкнутых и незамкнутых ломаных на рисунке.
Определение количества звеньев ломаной.
Различение многоугольников на рисунке.
Установление соответствия между многоугольником и его названием.
Определение числа вершин, сторон и углов многоугольников.
Проведение отрезков, используя линейку.
Многоугольник, треугольник, четырёхугольник, угол, сторона, вершина, ломаная, звено ломаной, замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная, кривая линия, линейка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задание способствует закреплению понятий «ломаная», «кривая линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», формированию умения различать изображения замкнутых и незамкнутых линий, кривых и ломаных. Ученики распределяют линии в таблице в соответствии с их названием. Дополнительно можно предложить детям назвать цвета замкнутых и незамкнутых ломаных. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задание направлено на актуализацию умения определять ломаные на рисунке. Учащиеся отмечают только изображения ломаных линий. Можно предложить определить число звеньев и вершин у каждой ломаной. |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 1 учебника. Различение замкнутых и незамкнутых линий. Дополнительно предложить детям дать полную характеристику линий: первая — незамкнутая ломаная, вторая — замкнутая кривая, третья — замкнутая ломаная, четвёртая — незамкнутая кривая. Задание направлено на закрепление умения различать замкнутые и незамкнутые ломаные и определять у них число звеньев. Учащиеся соединяют замкнутые и незамкнутые ломаные с одинаковым числом звеньев. |
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа с заданием № 2 учебника. Знакомство учащихся с понятиями «вершина», «сторона», «угол» треугольника. В дальнейшем будет активно использоваться только понятие «сторона» (сторона квадрата, сторона прямоугольника). Ответом на вопрос «Какие фигуры образуют угол?» должен быть следующий: «Угол образуют стороны треугольника». Задание направлено на закрепление понятий «вершина», «сторона», «угол» многоугольника и умения находить эти элементы на рисунке. Учащиеся раскрашивают фигуру, у которой одинаковое число вершин, сторон и углов — четыре. Учитель может спросить у детей, знают ли они название этой фигуры, или предлагает им ответить на вопросы со словами, обозначающими порядковые числительные: «У какой по счёту фигуры три угла?», «Какая по счёту фигура имеет пять вершин?», «Сколько сторон у третьей по счёту фигуры?», «У какой фигуры нет вершин, сторон и углов? Какая она по счёту?». |
5 | 5. Обобщение и систематизация | Работа с заданием № 3 учебника. Задание направлено на формирование понятия «четырёхугольник» и закрепление умения находить его элементы: вершины, стороны, углы. Ответы на вопросы способствуют формированию у учащихся представления об основных признаках многоугольников: углы образуют соседние стороны многоугольника (ученики могут назвать цвета сторон); при рисовании четырёхугольника в тетради получается замкнутая ломаная. Учащиеся закрашивают фигуры, которые не являются многоугольниками, — круг и овал. Дополнительные вопросы: «Какие линии являются границами этих фигур? (замкнутые кривые линии), Чем является граница многоугольника? (замкнутая ломаная линия)». |
6 | 6. Итог урока | Работа с заданием № 4 учебника. Задание направлено на закрепление представления учащихся о многоугольниках и их признаках. Рассмотрев многоугольники в таблице, дети называют следующую фигуру — шестиугольник. Устанавливается соответствие между многоугольником и его названием. Дополнительные вопросы: «Сколько сторон (углов, вершин) у пятиугольника? Сколько вершин (сторон, углов) у четырёхугольника? Сколько углов (вершин, сторон) у треугольника? Какой вывод можно сделать? (У многоугольника одинаковое число вершин, сторон и углов.)». |