Между 16 и 18
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 18.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом числа 17.
Закреплять умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток.
Формировать умение устанавливать соответствие между рисунком, изображающим состав числа, и записью сложения.
Наблюдать за свойствами чисел при сложении, делать выводы и использовать результаты наблюдений при сложении чисел.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умение осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
Изучение состава числа 17
сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав числа
сложение однозначных чисел
наблюдение за свойствами чисел при сложении
вычитание однозначного числа из двузначного числа
составление схемы к условию задачи
выбор арифметического действия для решения задачи
запись решения текстовых задач
установление соответствия между рисунком и записью сложения
Ключевые понятия
- Состав числа 17, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Определение числа, пропущенного в таблице. Учащиеся называют по порядку числа от 10 до 18, определяют число, пропущенное в таблице, и записывают его в пустую ячейку. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Сложение чисел в пределах 20. Работа с таблицей. Учащиеся выполняют вычисления в соответствии с указанными действиями и записывают результаты в нужные ячейки таблицы. Учитель должен обратить внимание детей на то, что вычисления в каждой строке выполняются по цепочке. После выполнения задания можно предложить учащимся сравнить результаты в каждом столбце (числа увеличиваются на 1). Работа с заданием № 1 учебника. Изучение случая сложения однозначных чисел с переходом через десяток: 8 + 9 = 17. Учащиеся рассматривают рисунок, определяют, что в изображённой цепочке чередуются красные и синие кружки, всего их 17. Дети находят кружок, который расположен в середине, называют его цвет (красный), определяют, сколько кружков стоит до него (8) и сколько — после него (8). Записывают равенство: 8 + 1 + 8 = 17. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между рисунком и записью сложения. Учащиеся рассматривают рисунки, считают количество закрашенных и незакрашенных клеток в фигуре, соединяют рисунки с подходящими суммами и объясняют свой выбор. Работа с заданием № 2 учебника. Сопоставление нового случая сложения 8 + 9 = 17 с изученными случаями 8 + 8 = 16 и 9 + 9 = 18. Учащиеся выполняют сложение и записывают равенства. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Решение текстовой задачи, используя схему, с опорой на состав числа 17: 17 – 9 = 8. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся сравнивают суммы в столбике и определяют, что первое слагаемое не меняется, значит, если второе слагаемое будет увеличиваться на 1, то сумма будет тоже увеличиваться на 1. Они находят результат первой суммы, увеличивают второе слагаемое на 1 и записывают значения выражений. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Определение пропущенных чисел в цепочках с опорой на состав числа 17. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся сравнивают суммы в столбике и определяют, что первое слагаемое не меняется, значит, если второе слагаемое будет уменьшаться на 1, то сумма будет тоже уменьшаться на 1. Они находят результат первой суммы, уменьшают второе слагаемое на 1 и записывают значения выражений. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Проверка знания случаев сложения. Работа в паре: один ученик называет сумму, другой — результат сложения, не подглядывая в учебник. Первый ученик проверяет ответ по учебнику. Затем они меняются ролями. Работа с интерактивным заданием. Состав числа 17. Заполнение пропусков в таблице (сумма числа в верхней и нижней строках должна быть равна 17). |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. а) Решение задачи в два действия. Ориентируясь на вопросы задачи, действия для её решения нужно записать так: 1) 17 – 9 = 8; 2) 8 + 8 = 16. Полезно рассмотреть другой способ решения. Вопрос. Как в результате изменилось число птиц: увеличилось или уменьшилось? Ответ. Уменьшилось на 1. Вопрос. Почему уменьшилось? Ответ. Потому что прилетело меньше птиц, чем улетело. Решение можно записать так: 17 – 1 = 16. б) Решение задачи в три действия с опорой на схему. Вариант 1: 1) 35 – 20 = 15; 2) 15 + 30 = 45; 3) 45 – 40 = 5. Вариант 2. 1) 35 + 30 = 65; 2) 20 + 40 = 60; 3) 65 – 60 = 5. Работа с интерактивным заданием. Повторение изученных случаев сложения, тренировка в запоминании новых. Учащиеся распределяют суммы по группам в соответствии с полученными результатами: 16, 17 или 18. После выполнения задания учитель предлагает детям ответить, какие суммы не вошли ни в одну группу (оставшиеся суммы равны 14). |