Как в решении детских проблем быть на одной стороне с ребенком? Методика формирования навыков
Сколько раз мы уже давали себе обещания с 1 января / понедельника / завтрашнего дня серьезно заняться иностранным языком / поддерживать порядок на столе / приходить всегда вовремя (нужное подчеркнуть)? Сколько подобных полезных и важных привычек мы хотели бы развить у своих детей и учеников? О том, как с помощью универсального алгоритма эффективно вырабатывать и закреплять новые навыки, рассказывает психолог Татьяна Дымова.
Часто взрослым, которые окружают ребенка, хочется узнать, в чем причина проблемы, и посоветовать ребенку искоренить эту причину. Например, «Ты опаздываешь из-за того, что ленивый. Не ленись, вставай пораньше». Звучит логично, а на деле крайне неэффективно.
Методика «Навыки ребенка» («Kid`s skills») разработана Беном Фурменом. Она помогает детям освоить навыки, необходимые им для решения проблемы. Основная идея методики – вместе с ребенком придумать навык, который помог бы ему полностью или частично справиться с проблемой.
Методика может применяться для общения с детьми от 4–5 лет и до подросткового возраста. С некоторыми изменениями она может быть применена для подростков и взрослых. Разговор о навыках и продвижение по шагам происходит только в ситуации согласия и интереса ребенка.
Преимущества методики
-
Позволяет уважительно и бережно говорить о сложных ситуациях;
-
Включает ребенка в решение проблемы, а не замалчивание;
-
Объединяет вас, ребенка и его близких людей против проблемы, а не наоборот;
-
Позволяет обсуждать навык и искать поддержки у близких без стыда;
-
Позволяет взрослым увидеть, какие шаги ребенок уже сделал, чтобы справиться с проблемой (во многих ситуациях этого бывает достаточно для решения проблемы).
Как применять методику «Навыки ребенка»
-
Переформулируйте проблему в навык. Какому навыку ребенку нужно обучиться, чтобы лучше справляться с трудными для него ситуациями? Обсуждая это с ребенком, вы можете предложить варианты навыков, но последнее слово – за ним.
-
Заключите соглашение об обучении навыку. «Как ты считаешь, какому навыку тебе было бы полезно обучиться?». Навык должен быть обозримым и конкретным, без слова «не» (например, «уверенно играть с собакой» вместо «не бояться собаки»)
-
Найдите все преимущества от овладения навыком. Чем больше, тем лучше. Какие преимущества видит ребенок? Какие видите вы? Какие – близкие ребенка (родственники, друзья)?
-
Назовите навык. Ребенок сам дает своему навыку какое-либо прикольное имя. Можно попросить помощи с называнием навыка у друзей (например, «суперсмелость» или др.).
-
Пригласите в помощники «существа силы» или кумира, который поможет ребенку обучиться навыку (вдохновить, вселить уверенность, напоминать). Это может быть персонаж, который хорошо владеет данным навыком или кто-то, кто нравится ребенку. Обсудите с ребенком, как это существо силы поможет освоить выбранный навык.
-
Найдите людей, которые могут поддержать ребенка в освоении навыка. Хорошо, чтобы это были родители и друзья. Как ребенок расскажет им про выбранный навык?
-
Обоснуйте, почему вы и другие люди уверены в том, что у ребенка получится овладеть навыком. Почему ребенок сам уверен, что у него получится освоить навык? Чем список длиннее, тем лучше.
-
Запланируйте праздник освоения навыка. Как станет понятно, что навык освоен? Как ребенок сам захочет отметить это событие? Это очень важный пункт (как планирование, так и празднование). Обычно много внимания уделяется проблемам. Здесь предлагается отпраздновать успех ребенка. Это может быть любое событие – от покупки киндер-сюрприза до приглашения гостей домой или похода в кино. Пусть ребенок выберет сам.
-
Договоритесь о демонстрации навыка. Попросите ребенка показать вам, что он будет делать, как будет вести себя, когда научится навыку.
-
Распространите информацию. Кому еще ребенок хочет рассказать о своем навыке? Как он им расскажет? Как, по его мнению, другие отреагируют на это?
-
Попросите о помощи. Как другие люди могут помочь освоить навык? Лучше, если это будут конкретные действия, о которых ребенок (или ребенок вместе с вами) может попросить других.
-
Решите, что будет напоминать ребенку о навыке. Как и в спорте, навыки могут забываться. Что поможет ребенку напомнить о навыке, если он иногда будет забывать о нем? Как другие могут помочь ему вспомнить о своем навыке?
-
Благодарите тех, кто помог. Как ребенок будет благодарить своих союзников, когда научится навыку? Этот пункт дает возможность ребенку включить других людей в решение своей проблемы.
-
Помогайте другим. Кому ребенок мог бы помочь овладеть каким-либо навыком или как-то иначе? Это действие повышает статус ребенка и еще раз подтверждает, что он справился и освоил навык.
-
Выберите следующий навык. Какому следующему навыку ребенок хотел бы обучиться?
Читайте также:
- Хорошая привычка – делать добро! Завершается прием работ на конкурс «Уроки добра»
- Что делать, если ребенок боится контрольной работы
- Активное слушание. Как понять ребенка
Советы по применению на практике
То, что работает – это определенная позиция взрослого. Конкретные шаги даны для того, чтобы ведущему было проще, было понимание, куда двигаться дальше. Эта методика может быть использована и в групповом формате также, например, когда ученики выбирают каждый свой навык и поддерживают друг друга. Не обязательно строго придерживаться шагов, иногда можно менять местами или что-то пропускать. Не рекомендуется пропускать начальные шаги и этап празднования.
Для начала можно держать при себе лист интервью и строго идти по шагам, в дальнейшем, когда вы освоите методику, в этом уже не будет необходимости.