Методическое описание урока « Плоды. Классификация плодов»
Предмет (направленность): биология.
Возраст детей:6 класс.
Тема: Плоды. Классификация плодов.
Тип урока: комбинированный, урок c использованием различных техник формирующего оценивания с применением системы голосования ActivExpression2.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: формирование условий для усвоения учащаемся знаний строения и функций плодов, классификация и виды плодов.
Задачи урока:
образовательные:
- повторить и систематизировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосемянных растений;
- познакомить с классификацией, разнообразием и строением плодов; заложить основы практического изучения;
- сформировать практические навыки по распознаванию различных типов и видов плодов.
развивающие:
- создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, сравнивать, объяснять и определять понятия, приводить примеры);
- создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
- создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.
воспитательные:
- продолжить воспитание ученика-исследователя, способного изложить свою точку зрения; проанализировать работу и сделать вывод.
Задачи формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
- достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников.
Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия.
Диагностика умений и навыков:
К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:
- знают понятия: цветок, генеративное размножение, плод; околоплодник; семя; семязачатки;
- знают и умеют отличать плод от корнеплода, видоизменённого побега;
- умеют строить и читать кластеры (карты понятий).
Методы обучения:проблемные; частично-поисковые.
Форма организации учебной деятельности:
- лабораторная работа
- работа в группах
- фронтальная
- индивидуальная
Оборудование: коллекция «Сочные плоды», «Сухие плоды», модели цветков, интерактивная доска, мультимедийное обеспечение с ПО ActivInspire, документ-камера ActiView, система опроса и тестирования ActivExpression2.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование интересов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка
Предметные:
- формирование понятия о плоде, как важном генеративном органе растения;
- ознакомление обучающихся с разнообразием, строением и значением плодов.
Метапредметные:
- умение находить нужную информацию в тесте учебника;
- анализировать и структурировать информацию;
- преобразовывать из одной формы в другую;
- делать выводы и заключения.
Ход урока
Этап урока |
Изображение |
Деятельность учителя и ученика |
Время |
1. Подготовительный |
|
Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок. |
1 |
2. Актуализация знаний. Проверка усвоения изученного материала. |
|
Учитель предлагает учащимся воспользоваться системой опроса и тестирования и ответить на 5 вопросов. При этом, если ответ правильный, ученик рисует себе в тетради звездочку. Если система голосования отсутствует, проверку можно осуществить, нажав на вопрос. При этом останутся только верные ответы. Ученики отвечают на поставленные вопросы. |
6 |
3. Подготовка к изучению нового материала. Формирующее оценивание. |
|
Учитель предлагает ученикам сосчитать полученные звездочки в тетради и разместить себя на шкале Лайкерта, воспользовавшись системой опроса и тестирования. Ученики считают свои звездочки и нажимают на пульте соответствующую цифру. В зависимости от результата, учитель либо повторяет изученный материал, либо переходит к изучению нового. |
1 |
4. Изучение нового материала (постановка проблемы) |
|
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос с помощью систем опроса и голосования. Если результат не удовлетворяет учителя, можно предложить учащимся обсудить вопрос с соседом и провести голосование еще раз. Подсказка появляется при нажатии на портрет. Учащиеся отвечают на вопрос, обсуждают его в парах. |
1 |
5. Изучение нового материала (теория) |
Без мультимедийного сопровождения, используя Модельный кластер
|
Учитель раскрывает понятие «плод». Рассказывает о значении плодов. По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок». А знаете, какое слово в переводе на латинский означает «фруктус» - плод. Плод формируется в процессе развития цветка у покрытосеменных растений. В нем заключены семена. В других систематических группах растений нет структур, гомологичных плоду. Как правило, плод развивается после процессов спорогенеза, гаметогенеза и двойного оплодотворения, протекающих в цветке. Иногда плод может образовываться в результате апомиксиса, то есть развития зародыша без оплодотворения. Функции плода – формирование, защита и распространение семян. Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования. В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и другие. Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Но главная их функция — это защита семян и их распространение. Учащиеся записывают необходимую информацию в тетрадь. Учитель проводит игру «Плод-не плод». Корзине лежат муляжи, натуральные плоды, овощи.... (виноград, груша, яблоко, мандарин, апельсин, персик, черешня, томат, шишка, клубень картофеля, луковица, морковь, кочан капусты). Взять плод, оставить лишнее в корзине, объяснить почему. Предполагаемые ответы учащихся: виноград, груша, яблоко, мандарин, апельсин, персик, черешня, томат – плоды, т.к. образуются из цветка и внутри них созревают семена. Кочан капусты – почка. Шишка, клубень картофеля, луковица, морковь – видоизмененные побеги. |
10 |
6. Распределение для работы в группах, выполнение лабораторной работы. |
|
Учитель предлагает ученикам распределиться для работы в группах. Для этого с помощью пультов голосования ученики выбирают время года, в которое они родились. Таким образом, формируются 4 группы. Задание каждой группе учитель открывает, нажимая на цифру – номер группы. Ученики записывают тему задания в тетрадь, рассаживаются для работы в группах. |
2 |
6.1. Практическая работа (работа в группах) |
|
После времени, отведенного на выполнение каждого задания (10 минут), учитель проводит опрос с помощью систем голосования по технологии цветных стаканчиков. При подведении курсора к стаканчику, на нем появляется метка-подсказка (Все получилось; Близки к завершению; Нужна помощь). Группа выбирает свое состояние после завершения работы с данным заданием. Таким образом, осуществляется обратная связь и учитель в нужный момент может оказать помощь. Ученики последовательно выполняют задания в группах, сигнализируют о ходе выполнения задания. |
10 |
6.2. Отчет группы о работе |
|
Учитель предлагает выбрать ученикам, кто будет отчитываться о работе группы. Учитель запускает документ-камеру (нажимает на изображение камеры) и ученики демонстрируют составленные схемы и таблицу. При этом учащиеся поясняют полученный результат. |
5 |
7. Закрепление изученного материала |
|
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы экспресс-теста (10 вопросов). Нужно согласиться или не согласиться с утверждением. Ученики отвечают на вопросы, каждый в своем темпе. При этом отслеживают правильность их выполнения. |
6 |
8. Рефлексия |
|
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала. Ученики, с помощью систем опроса и тестирования выбирают соответствующую ступеньку. |
1 |
9. Домашнее задание |
|
Учитель поясняет домашнее задание. Ученики фиксируют домашнее задание, задают вопросы. |
2 |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.