Методическая разработка урока с использованием ИКТ «Февральская революция 1917 года»
На уроке рассматриваются различные подходы к оценке событий февраля 1917 года, особое внимание уделено региональному компоненту, связи истории малой родины учащихся и истории их семей с прошлым всей страны. Урок сопровождается презентацией.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Пояснительная записка
Данная тема в курсе истории России является особо актуальной в юбилейный 2017г. – когда одни отмечают юбилей великих свершений, а другие со скорбью вспоминают о жертвах и упущенных возможностях России в 1917г.
Задача на уроке состоит не только в том, чтобы изложить исторические факты в хронологической последовательности, но и в том, чтобы показать различные подходы к оценке исторических событий, пробудить интерес к поднятым проблемам и создать условия для личностного самоопределения в оценке исторических событий.
Предложенные материалы могут быть использованы при изучении курса истории России ХХ века в 9 или в 11 классах.
Важное место занимает использование регионального компонента на уроке. Учащиеся должны почувствовать связь истории своей малой родины с историей страны.
Связь семьи с историей страны тоже необходимо проводить на уроке, чтобы дать возможность учащимся почувствовать глубокую ответственность за судьбу своей страны. Учащимся дается домашняя работа по этой теме. Создается возможность детям и родителям совместно выполнять задания, общаться.
Невозможно формирование ярких образов и представлений учеников без использования современных средств обучения. Компьютерная презентация способствуют формированию интереса к изучаемому материалу. Привлечение учащихся к созданию презентаций позволяет привить им навыки проектной деятельности.
Цели урока:
- формирование представлений о революционных событиях 1917 года;
- подвести учащихся к пониманию исторической закономерности Февральской революции;
- познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;
- воспитание уважения к историческим персоналиям революционных событий 1917г.
Задачи урока:
- называть даты важнейших исторических событий,
- развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий,
- изучить события Февраля 1917г. в Царицыне,
- формирование собственной позиции учащихся по изучаемой проблеме.
Оборудование: презентация «Февральская революция 1917 года», историческая карта, плакаты.
Основные понятия: революция, Временное правительство, двоевластие, альтернатива, самодержавие, буржуазная республика.
Планируемые результаты:
- перечислять, характеризовать, называть основные причины, основные события, выделять главное, использовать понятийный аппарат;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать события Февраля 1917 года в Петербурге и Царицыне, выделять общее и различное;
- высказывать свою точку зрения, аргументировать;
- проявить интерес, заботу о собственном достоинстве, уважение к истории своей малой родины;
- уметь работать в группе, Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
План изучения новой темы:
- Причины и задачи Февральской революции 1917г.
- Основные события Февральской революции 1917г.
- Двоевластие, его сущность.
- Итоги и значение Февральской революции в России.
- Царицын и наш край в годы революции.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим события Февральской революции 1917 года, узнаем о положении России в условиях революционного кризиса.
Актуализация знаний:
- Какова была ситуация в России к началу 1917 года? Какие проблемы существовали в российском обществе, для этого вспомним, что мы уже знаем и обратимся к выдержке из донесения Протопопова А.Д. (Приложение 1), (Приложение 2, текст1 )
- На основе данных, какой главный вывод мы можем сделать?
(Первая Мировая война вызвала расстройство всего народного хозяйства).
- Какие политические партии сложились накануне 1917 года?
- Программные требования каких политических партий пользовались наибольшей поддержкой в обществе, почему?
Изучение новой темы:
1. Просмотр видеоматериала «Революционные выступления в Петрограде, События Февральской революции»
Дискуссия после просмотра:
- Как можно оценить события февраля 1917г.?
- Каковы причины Февральской революции?
-Была ли Февральская революция закономерным явлением российской действительности?
- Почему сложилась система двоевластия, какова его сущность?
Сформулируем вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».
- Исходя из причин революции, определите задачи революции.
Задачи революции:
- Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения
- Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих
- Свержение самодержавия и установление республики
- Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения
- Прекращение войны и заключение мира
- Ликвидация экономической разрухи.
2. По второму вопросу составляется таблица, с использованием учебника и видео материала: (Приложение 3)
3. Дискуссия по третьему вопросу: - К чему приводит отречение Николая II от престола? Какие органы власти сформированы в России? Кем была представлена каждая ветвь власти? Указать сильную и слабую стороны сформированных властей.
(Складывается система двоевластия.)
Дается определение - Что такое двоевластие? (В ходе революции сформировались два органа власти, ни один из которых не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны).
- Когда и какие два органа власти сформировались? (Временный комитет Государственной думы и Совет рабочих и солдатских депутатов, во главе с временным исполнительным комитетом.
4. Итоги и значение Февральской революции в России.
- Важнейшим итогом Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
- Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России. Согласны ли вы, с высказыванием Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте. (Приложение 2, текст 2).
- Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)
- Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)
- Назовите исторических деятелей революции, какую оценку можно дать результатам их деятельности?
5. Царицын и наш край в годы революции.
- 19 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке и проведении мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России. Какова цель таких мероприятий? (понимание значимости исторических событий, памяти прошлого и воспитание гражданской ответственности и т.д.)
Сообщение учащегося «Революция 1917г. в Царицыне» (Приложение 2, текст 3).
Просмотр фотографий времен революции 1917 года.
Рефлексия.
Составить синквейн: двоевластие, революция.
Домашнее задание. Провести исследование и написать сочинение «История моей семьи в годы революции», «Мой край в годы Февральской революции»,
желающие могут подготовить сообщения о личностях-участниках Февральской революции 1917 года.