Урок-исследование по теме "Давление"
Тема: Давление
Класс: 7; 10
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Форма проведения: урок-исследование
Изучаемые темы:
• 7 класс – «Давление твердых тел», «Давление в жидкости и газе»
• 10 класс – «Газовые законы»
Цели:
Образовательные:
- содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;
- создать условия для отработки у учащихся навыков работы с физическими приборами;
- создать условия для совершенствования методов измерения физических величин;
- направлять и регулировать деятельность учащихся по осуществлению опытов, подтверждающих существование давления твердых тел, жидкостей и газов.
Развивающие:
- создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;
- создать условия для развития речевых навыков у школьников;
- содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;
- содействовать учащимся старшего и среднего школьного возраста осознать ценность совместной деятельности.
Воспитательные:
- содействовать развитию у учащихся умения работать в группе, сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента;
- создать условия для развития у школьников стремления к познанию;
- содействовать воспитанию у школьников ценностного отношения к экономическому и культурному наследию родного края.
Опережающее задание:подготовить сообщения по темам: «Это интересно» (10 класс), «Гений инженерной мысли – В. Г.Шухов» (7 класс).
Технические и дидактические средства:
- мультимедийный компьютер,
- проектор,
- рабочие листы урока,
- описания для проведения практических работ,
- деревянные бруски,
- набор грузов,
- динамометры,
- линейки,
- две половинки яичной скорлупы,
- шило,
- четыре яйца одинакового размера (желательно вареных),
- кассетница для яиц,
- картонка,
- стопка книг,
- пластиковые бутылки,
- пипетка,
- два шприца разного диаметра, шланг (или трубочка) от капельницы,
- горячая вода,
- стеклянный сосуд с водой,
- пробка с двумя трубками,
- стакан,
- салфетка.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание этапа |
Деятельность учащихся |
Формы работы,возможные методы и приемы работы |
Организа- ционный момент |
Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.
|
Приветствуют учителя. |
|
Этап мотивации к учебной деятельности |
Сегодня у нас необычный урок: ученики 7 и 10 классов под руководством своих учителей физики продемонстрируют знания по одной общей теме. А тему сегодняшнего урока нам поможет определить одно шуточное стихотворение.
В школу, знает детвора,
Гигиену соблюдая,
Гигиену соблюдая,
Чтобы хорошо учиться,
В чашку сок не наливая,
А известно вам, друзья? |
Слушают сообщение учителя. Беседа. |
Беседа. |
Этап актуализации субъектного опыта учащихся |
Итак, сегодня в ходе совместной деятельности вам предстоит применить свои знания по теме «Давление». Эпиграф урока: «Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» А. Эйнштейн |
Слушают сообщение учителя. |
|
Во время урока каждый из вас выполнит несколько творческих заданий, и результаты этой деятельности внесет в рабочий лист урока. (Приложение 1) Цель урока: Средствами многочисленных экспериментов нам предстоит подтвердить существование давления твердых тел, жидкостей и газов и исследовать условия выполнения законов, изученных в теме «Давление». |
Беседа. |
Беседа. |
|
Проверить теоретические знания по теме «Давление» предлагаем с помощью теста «Советы от знатока физики». (Приложение 1) Полученные отметки вы можете улучшить или получить дополнительные, выполняя следующие задания и активно участвуя в обсуждении вопросов. |
Выполняют тестовые задания (с взаимопроверкой ответов). Ответы: 1. Б 2. А 3. В 4. Б 5. Б |
Индивидуальная работа с раздаточным материалом. Работа в парах. |
|
Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях |
Проверить знакомые факты или сделать открытие возможно в творческой лаборатории. Посмотрим видеосюжет с экспериментом по теме нашего урока.
Если выстрелить в пустую колбу, то она не расколется. А если колбу наполнить водой, то после выстрела она разрывается на куски. Результаты опытов позволяют сделать вывод о существовании давления вещества и выполнении закона Паскаля. |
Наблюдают и обсуждают. |
Физический демонстрационный эксперимент, наблюдение и обсуждение, беседа. |
Этап применения изученного |
На уроке мы практически подтвердим существование давления твёрдых тел, жидкостей и газов и исследуем условия выполнения законов, изученных в теме «Давление». Ученики классов распределены в разновозрастные группы по 2 человека от каждого класса. Каждая группа выполняет индивидуальное задание и по результатам делает вывод. Все выводы записываются в рабочий лист урока. Разбиваемся на пять групп: группа определения зависимости давления и прочности твердых тел от формы; группа определения давления жидкостей, экспериментального подтверждения закона Паскаля; группа определения давления газов, существования атмосферного давления, проверки закона Клапейрона; группа экспериментального подтверждения зависимости давления твердых тел от их веса; группа экспериментального подтверждения зависимости давления твердых тел от площади поверхности. Каждая группа получает индивидуальные задания, выполняет его и по результатам делает вывод. Класс разбит на группы:
Задания по группам (Приложение 2) |
Работая в группах, выполняют практическую работу с лабораторным оборудованием. |
Натурный эксперимент. |
Обобщение и систематиза-ция учащимися результатов работы |
От каждой группы выступает представитель с защитой работы. Комментируя результаты, ученики приходят к выводу: давление твердых тел, жидкостей и газов существует. В жидких и газообразных веществах выполняется закон Паскаля. Давление твердых тел зависит от веса тела, площади соприкасающейся поверхности, формы тела.
|
Беседа. Доклады представителей групп. Отчеты отдельных учащихся с презентацией по опережающему домашнему заданию «Гений инженерной мысли – В. Г. Шухов» (7 класс), «Это интересно!» (10 класс). |
|
Само-контроль и контроль |
Следующий этап нашего урока - решение расчетных задач. Представители от каждого класса записывают решение на доске, остальные - в рабочем листе урока. 7 класс Задача№1 Корабль получил пробоину площадью 400 см2 на глубине 2,5 м. С какой силой нужно прижимать заглушку из трюма корабля, чтобы давление воды не выбило ее? Ответ: F = 1 кН 10 класс Задача №1 При увеличении абсолютной температуры идеального газа в 2 раза давление газа увеличилось на 25%. Во сколько раз при этом изменился объём? Ответ: V2 /V1=1,6 |
У доски решают задачи 2 ученика, остальные в рабочих листах урока. |
Решение задач. Индивидуальная работа. |
Этап информации о домашнем задании |
1) Объяснить видеосюжет.
Почему воздух из малого пузыря перетекает в больший? 2) Решить задачи № 2 из рабочего листа урока: 7 класс Задача №2 Какое давление на стол оказывает лежащий на нем алюминиевый кубик объемом 8 см3? 10 класс Задача №2 В одинаковых баллонах при одинаковой температуре находятся водород (Н2) и углекислый газ (СО2). Масса газов одинакова. Какой из газов и во сколько раз производит большее давление на стенки баллона? |
Запись в дневниках. |
Сообщение учителя. |
Этап подведения итогов урока |
(Подводит итоги урока, выставляет отметки.) Что было нами сделано на уроке, какие задачи были поставлены в начале урока и как они были решены? |
Выставление и комментирование отметок. |
Беседа. |
Этап рефлексии |
Оцените степень своего погружения в тему «Давление».
|
Рефлексия психологического состояния. |
Работа на доске. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.