Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»
Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетического развития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.
Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
- знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»
«Познавательное развитие»
- развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
«Физического развития»
- совершенствовать мелкую моторику
Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.
В комплект входят 6 логопедических игр:
- «Ромашки для Наташки»,
- «Собери семью»,
- «Логопедическая ромашка»,
- «Кто? Где?»,
- «Чистоговорки»,
- Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».
«Ромашки для Наташки»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.
Словарный материал:
- звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
- звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
- звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.
Ход игры
Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].
Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.
«Собери семью»
Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р - Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.
Словарный материал:
- звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
- звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.
Ход игры
Логопед предлагает детям помочь родителям найти своих детишек. Дошкольники поочередно берут карточки с мальчиками и девочками, называют картинки на их костюмах, четко проговаривая звуки [Р - Л]. Раскладывают карточки, соотнося звук в слове с буквой, нарисованной на тереме.
«Логопедическая ромашка»
Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.
Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук [C ,З, Ш, Ж, Л, Р] . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р
Ход игры
Логопед:
Погляди-ка из оконца,
Там – ромашка, капля солнца.
Лепесточки собирай - звук, старайся, называй!
Логопед раздаёт лепестки играющим детям.
Дети называют картинку на своём лепестке, определяют, есть ли заданный звук в слове и вставляют в соответствующую сердцевину. После того как ромашки будут собраны, логопед хвалит детей и просит хором повторить все слова: «Молодцы, но всё же нужно повторить картинки дружно».
Дети называют картинки на каждой ромашке, четко проговаривая звуки.
Словарный материал:
- звук [Р]: радуга, рыба, роза, ракета, ракушка, роса;
- звук [Л] : ласточка, лужа, лодка, , ландыш, луна ,ладошки.
- звук [Ш]: шляпа, шоколад, шезлонг, шорты, шкатулка, шлепки.
- звук [Ж]: жук, жираф, желуди, жасмин, жаба, жилет.
- звук [С]: сом, сок, сандалии, салат, самолет, садовник.
- звук [З]: заяц, зонт, закат, замок, загар, зуб.
«Кто? Где?»
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи; формирование умения правильно употреблять предлоги, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одно игровое поле формата А4
Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.
Ход игры
Логопед просит детей назвать тех, кто нарисован на картинке.
Первый вариант: Логопед задает детям вопросы, а дошкольники должны ответить развернутым ответом.
Кто сидит на кровати?
Кто стоит за стулом?
Кто стоит за столом?
Кто сидит на стуле?
Кто стоит между стулом и кроватью?
Кто стоит перед печкой?
Второй вариант: Логопед просит детей назвать, где находится дедушка, бабушка, мама, папа, дочка, кошка.
«Чистоговорки»
Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.
Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.
Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.
Варианты использования чистоговорок:
- проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
- проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
- проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
- проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
- проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.
Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»
Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».
Ход игры
Логопед предлагает детям послушать рассказ и постараться его запомнить.
В славном городе Муроме жил да был князь Павел. И был у него брат, звали его - Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать к его жене змей. Пожаловалась она мужу своему, а Павел попросил её выведать у змея тайну его смерти. И рассказал змей, что суждена ему смерть «от Петрова плеча да от его меча». И решился Петр помочь брату – уничтожить змея проклятого. Взмахнул мечом, и поразил супостата. Но забрызгал змей Петра своей ядовитой кровью, и покрылось тело Петра язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: дескать, есть в рязанских землях молодая девушка, которая может его исцелить.
Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить князя, и ничего не просит в награду, но после выздоровления своего князь должен взять ее в жены, иначе лечение не подействует. Согласился князь. И после исцеления своего взял в жены Февронию.
Жили они долго и счастливо в любви и согласии. И умерли в один день и час. Похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующих обретал здесь щедрое исцеление.
Так гласит легенда.
После прочтения задаёт вопросы:
- В каком городе княжил Павел?
- Как звали его брата?
- Кто прилетал к жене Павла?
- При помощи чего Петр расправился со змеем?
- Что случилось с Петром?
- Как исцелился Петр?
- Как звали девушку, исцелившую Петра?
После этого дает задание разложить иллюстрации к тексту по порядку. А затем просит пересказать по ним текст.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.