Лайфхак для педагога: как сделать учебный процесс интересным для детей с ТМНР
Не всем детям удается осилить школьную программу — учеба требует самоотдачи, усидчивости и внимательности, вдобавок нужно успевать на секции и курсы. Детям с интеллектуальными нарушениями приходится сложнее: долгое время стандарты в сфере образования никак не регулировали их обучение — все ложилось на плечи педагогов и родителей. Учитель начальных классов Мария Смородинова рассказала, как увлечь особенных учеников и почему здесь не обойтись без современных технологий.
Изображение: Background photo created by freepik - www.freepik.comПриказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» изменил ситуацию в лучшую сторону. Правда, долгожданный переход на ФГОС потребовал перестроить и учебный процесс в целом, и саму педагогическую деятельность.
Задача учителя — создать условия для вовлечения каждого ученика с ТМНР (врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма) в активную мыслительную работу на уроке. В этом ему поможет системно-деятельностный подход, который существенно улучшит качество знаний по предметам, а еще — повысит мотивацию ребенка.
Чтобы применить деятельностный метод обучения на практике, нужно включить в программу занятия специальные ситуации, побуждая детей к активности, самостоятельности и творческому самовыражению.
Повторение — мать учения! Как применять новый метод?
Для примера рассмотрим урок по развитию математических представлений в 4-м классе с ТМНР. Отличительная особенность деятельностного подхода — в системности, его можно осуществлять в любое время урока.
На этапе актуализации знаний вам нужно подготовить детей к повторению материала: прошли главу учебника — воспроизвели ключевые моменты. На этапе актуализации я приглашаю ребят в путешествие. Но место они узнают только после того, как «поломают голову» над предложенной загадкой и найдут ответ. Или создаю проблемную ситуацию, которая «будоражит» и заставляет воспользоваться своими знаниями: сказочная Сова попала в беду, она написала письмо и попросила детишек о помощи. Они с радостью откликнулись на зов сказочного персонажа.На этапе мотивации мы с ребятами осознанно входим в учебное пространство. К примеру, я прошу детей хором произнести: «Все у парты дружно встали...». Так они психологически настраиваются на работу. Также я использую прием с лучиками для солнышка, на каждом из них нарисовано свое настроение. Перед занятием ребята выбирают тот лучик, «эмоции» которого созвучны с их настроем, с этого мы и начинаем урок.
Для этого придется выполнить задания, которые направлены на развитие нескольких умений.
Правильно считать и называть предметы. Предложите малышам внимательно оценить слайд с изображением полок либо разложите предметы на полках в классе. Пусть они сосчитают, сколько их. Потом скажут, что находится на первой полке, в каком количестве, как можно назвать эти предметы одним словом. А что находится на второй полке, в каком количестве и т.д.
Ориентироваться в пространстве. На слайде, листе бумаги или реальной полке расположите на полках различные фигуры и предметы. Попросите воспитанников показать ту фигуру, что находится на верхней полке, например, между квадратом и треугольником (ответ — круг). Потом пусть покажут предмет, который находится на нижней полке слева от линейки (ответ — карандаш), а следом — цифру, что расположилась на средней полке справа от единицы (ответ — пять). Вы можете выбрать любые вещи: цветочные горшки, пеналы, фрукты.
Ориентироваться на листе бумаги. Дайте ребятам задание: картинку в верхнем левом углу раскрасить в красный цвет, картинку в нижнем правом углу — в синий и т.д.
В работе с детьми, которые испытывают затруднения в ориентации на листе, я применяю стикеры с животными. Например, картинку в верхнем левом углу, где изображен котенок, прошу раскрасить в красный цвет, а картинку в нижнем правом углу, где изображен щенок, — в зеленый.
Создать аппликацию «Весна» по образцу, она состоит из геометрических фигур различных цветов. Задание дети выполняют практически самостоятельно, а педагог выступает в роли куратора.
Перед тем, как приступить, мы с учениками придумываем алгоритм работы. Потом договариваемся, что и где будет располагаться. Например, в центре листа появится дерево, оно состоит из зеленого круга и коричневого прямоугольника; в правом верхнем углу — солнце (круг желтого цвета); внизу листа — травка (зеленые треугольники); слева от дерева — цветок (маленький прямоугольник зеленого цвета и три красных кружка); в левом верхнем углу — облако (голубой овал).
Может ли «цифра» развить особенного ребенка?
Организация деятельностного обучения помогает увлечь весь класс: ребятам становится интересен сам процесс. Кроме того, появляется доля азарта: ребенку хочется сделать красиво и качественно не ради похвалы, а ради результата. В итоге ученики применяют свои знания и навыки на практике: в прямом счете, умении ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не выходить за контур при раскрашивании, находить предложенный педагогом цвет, располагать геометрические фигуры по образцу. Обычно дети хорошо справляются с заданиями, но для этого им нужна поддержка учителя.
Рефлексия (самопознание) в конце урока подтолкнет учеников к осознанию своих результатов: что получилось, а над чем еще предстоит поработать.
На таких занятиях знания не даются в готовом виде, дети сами «открывают» их в процессе активной практической работы. Они решают жизненно важные ситуации, а значит, их фундаментальные навыки (Hard Skills) более осознанные и прочные. В этом и состоит главная особенность системно-деятельностного подхода.
Последовательная реализация новой методики обучения позволила в разы повысить эффективность уроков:На своих уроках я активно использую ИКТ (инфомационно-коммуникационные) технологии. Они помогают детям стать более любознательными, а также разнообразят их обучение. В качестве эксперимента решила воспользоваться образовательной платформой iSmart. Цифровой сервис разработан не только с учетом ФГОС и программ, но и поведенческого анализа школьника. Он нацелен на учеников 1-4 классов, в режиме онлайн они осваивают общеобразовательную программу и одновременно анализируют показатели своей успеваемости. Платформа позволяет обучать ребят с разным уровнем знаний, имеет большое количество разнообразных типов заданий.
-
Ребята лучше усваивают материал.
Есть возможность реализовать образовательные, развивающие, воспитательные задачи с учетом особенностей возраста, пола, интересов и уровня детей. -
Повышается мотивация и интерес к занятиям у детей с ТМНР.
-
Возрастает результативность.
В процессе учебы формируются условия, необходимые для общекультурного и личностного развития ребенка. Школьники выполняют базовые и даже простые учебные действия, но именно они закладывают прочный фундамент знаний, умений и навыков.