Лабораторная работа по физике для 8-го класса:«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Цели урока: |
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
|
Тип урока: |
|
Вид урока: |
|
Оборудование урока (комплект для выполнения лабораторной работы): |
|
|
“Электричество – сколько оно стоит?… ” |
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
І. Организационный момент, сообщение плана работы на уроке. |
2 мин |
Информация учителя. |
ІІ. Инструктаж по правилам техники безопасности. |
2 мин |
Информация учителя. |
ІІІ. Выполнение лабораторной работы. |
25 мин |
Информация учителя, практические действия учащихся. |
ІV. Физ. пауза |
2 мин |
Разминка |
V. Расчёт стоимости электроэнергии (творческое задание №2). |
7 мин |
Решение расчётной задачи. |
VI. Подведение итогов урока. |
5 мин |
Рефлексия учащихся. |
VII. Домашнее задание |
2 мин |
Сообщение учителя. |
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
ІІ. Инструктаж по правилам техники безопасности (2 минуты)
Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторной работы «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
- Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
- Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
- При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.
- Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.
- При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками с прочной изоляцией без видимых повреждений.
- При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
- Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.
- Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишённым изоляции.
- По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
ІІІ. Выполнение лабораторной работы (25 минут)
Учитель рассказывает (и демонстрирует) порядок выполнения лабораторной работы:
- собрать цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно;
- подключить вольтметр параллельно лампе, замкнуть ключ и измерить напряжение ( U ) на лампе;
- измерить амперметром силу тока ( І ) в цепи;
- начертить в тетради схему собранной цепи и записать показания приборов;
- вычислить мощность тока в лампе по формуле Р=UхI;
- рассчитать работу тока в лампе по формуле А=UxIxt, измерив время ( t ) горения лампы в цепи;
- результаты измерений и расчётов физических величин записать в таблицу:
Проводник |
Напряжение U, В |
Сила тока I, А |
Время t, сек |
Мощность тока Р, Вт |
Работа тока А, Дж |
Лампочка |
|
|
|
|
|
- сделать вывод (написать, чему научились при выполнении работы).
Лаборант выдаёт учащимся оборудование (по 1 комплекту на группу).
Учащиеся выполняют практическую часть работы (собирают электрическую цепь), производят измерения напряжения, силы тока и времени, рассчитывают мощность и работу тока в лампе, и оформляют результаты.
Творческое задание №1 (5 мин.) (для групп, выполнивших основное задание лабораторной работы ранее других)
Взять две одинаковые лампочки и включить их в схему один раз последовательно, а другой раз – параллельно. Подсчитать мощность тока (Р1 и Р2), потребляемую лампочками в обоих случаях, и объяснить различия в полученных результатах.
Р1 = U1 х І1
Р2 = U2 х І2
Вывод. При параллельном соединении потребляемая мощность больше, чем при последовательном (Р2 > Р1), т.к. при параллельном соединении сопротивление цепи уменьшается (R2 < R1), следовательно, по закону Ома для участка цепи (І = U / R ), сила тока увеличивается (І2 > І1) при постоянном напряжении на полюсах источника тока.
ІV. Физ. пауза (2 мин.)
Учитель: «А сейчас проведём разминку, чтобы немного отдохнуть».
Упражнение 1 (для глаз) - служит профилактикой нарушения зрения:
- вертикальные движения глаз вверх-вниз;
- горизонтальные вправо-влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- массаж век.
Упражнение 2 - необходимо для улучшения работы мозга:
- потягивание за мочки сверху вниз;
- потягивание ушной раковины вверх;
- потягивание ушной раковины к наружи;
- круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против;
- перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;
- качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращения.
V. Творческое задание № 2 (7 мин.).
Учитель: Работу электрического тока или потребляемую электроэнергию определяют с помощью электросчётчика, но вам придётся «сыграть» его роль.
Узнайте (с помощью родителей) паспортные мощности любых 3-х имеющихся в квартире электрических приборов и примерное время их работы в течение суток (и месяца). Вычислите стоимость израсходованной ими за месяц электроэнергии (по образцу Примера).
(Для выполнения творческого задания №2 учитель сообщает ученикам действующий (на момент выполнения задания) тариф за 1 кВтч электроэнергии).
Пример. (с комментариями учителя 1 ученик решает на доске). Мощность электрического утюга равна 0,6 кВт. Ежедневно утюгом пользуются в течение 20 минут. Рассчитайте работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной электроэнергии при тарифе 2,69 руб за 1 кВтч.
Дано: |
|
Решение: |
Р = 0,6 кВт. |
А = Р х t |
|
t = 20 мин=1/3 час х 30 дн. = 10 час. |
А = 0,6 кВт х 10 час. = 6 кВтч |
|
Тариф = 2,69 руб/кВтч |
Стоимость = А х тариф = |
|
|
||
А - ? Стоимость - ? |
|
Ответ: А = 6 кВтч, стоимость = 16,14 руб.
Комментарий учителя: Как видно из Примера, стоимость электроэнергии, потребляемой одним бытовым электроприбором, невелика. Но если вспомнить, сколько всего бытовой техники в наших квартирах, то окажется, что «электричество стоит недёшево», и нужно стараться экономить семейный бюджет, своевременно выключая не используемые в данный момент электроприборы, применять энергосберегающие осветительные лампочки, потребляющие гораздо меньшую мощность, чем традиционные лампы накаливания.
VI. Подведение итогов урока (5 мин.)
Учащиеся:
- Представляют результаты работы в группах (оценивание работ и выставление отметок проводится после проверки тетрадей с выполненными лабораторными работами).
- Отвечают на вопросы (рефлексия):
Продолжите фразу:
- На этом уроке я узнал (а) …
- Сегодня я научился (лась) …
- Больше всего мне понравилось …
- Наибольшие затруднения у меня вызвало …
VІI. Домашнее задание (2 мин.)
- Повторить §§ 50-52.
- П – 1182.
- Задание стр.192 (рассчитать работу тока и стоимость израсходованной за месяц электроэнергии 3-мя бытовыми электроприборами).
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.