КВН для 9 класса (обобщение знаний по физике)
Цель: Раскрыть физические знания учащихся и их способность применять физические законы в жизни.
Двое ведущих появляются на сцене.
1-й вед. Добрый день, дорогие друзья!
2-й вед. Мы рады видеть Вас сегодня на нашем конкурсе весёлых и находчивых.
1-й вед. Участниками конкурса являются учащиеся 9А, 9Б, 9В классов.
2-й вед. Судит наш конкурс жюри .
1-й вед. Итак, что такое КВН?
2-й вед. КВН – cреда, под воздействием которой вся людская масса диссоцирует на болельщиков и игроков.
1-й вед. Игроки, выигравшей команды, заряжены положительно, а проигравшей – отрицательно. Жюри – электронейтрально.
2-й вед. Сообщаем Вам, что в КВН о физике существует четыре закона:
Первый закон – закон сохранений успеха! Полный запас успеха обоих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот.
1-й вед. Второй закон:
Физика + Юмор = const.
Чем больше физики, тем меньше юмора, и наоборот.
2-й вед. Третий закон: в замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу!
1-й вед. Четвертый закон: Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.
2-й вед. Обобщив великое наследие прошлого, мы вносим свой вклад в сокровищницу КВНской мысли.
1-й вед. Мы живём в век бурного, научного, технического прогресса.
2-й вед. В век, когда информация за 10 лет удваивается, а за 2 ночи до экзамена удесятеряется!
1-й вед. В век, когда создаются новые методы обучения, когда и КВН может служить оружием ученической и педагогической мысли.
2-й вед. Девиз нашего конкурса: «Больше физики наилучшего качества с наименьшими затратами!»
1-й вед. А теперь внимание!!! Команды представьтесь зрителям!
Слово команде 9 А класса.
Команда МИФ (мы интересуемся физикой)
Капитан команды:
«Мы изучаем физику
Для медицинских нужд,
Мы изучаем физику,
Чтоб медик был могуч!»
Наш девиз: «Клянёмся физику любить!»
Болельщикам:
Пусть к вам придёт сейчас смекалка,
Волненье стены поглотят,
Пусть ваши в физике познанья,
Болельщиков всех удивят.
Соперникам:
Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны.
Мы “физичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”
Жюри:
О, мудрое прекрасное жюри!
И судьбы всей земли
В руках у вас порой,
Но что не говори.
Придётся вам судить
Учеников своих, что занялись игрой!
2-й вед. Вас приветствует команда 9Б класса.
Капитан команды: Вас приветствуем команда КВАНТ (Команда Весёлых, Активных, Находчивых, Трудолюбивых)
Наш девиз:
«Мы время зря не тратим,
Неведом нам покой,
Такой у нас характер,
Особенный такой!»
Болельщикам:
Мы рады вас приветствовать,
Товарищи-ребята.
Конечно, если в зале вы,
А не ушли куда-то,
И просим вас немедленно
Оставить все дела.
Команда КВАНТ – энергии,
В гости к вам пришла.
Соперникам:
“Попотеть придётся вам!
Мы для вас не по зубам
Жюри: (поют хором на мотив «Очи чёрные»)
Судьи милые,
Судьи добрые,
Посмотрите вы на нас ласково,
Мы не физики, не волшебники,
Девятиклассники первоклассные.
Мы надеемся, мы стараемся,
Мы страдаем все, мы победы ждём,
Ну а вдруг сейчас мы провалимся,
Утешенье, где тогда мы найдём?
1-й вед. Слово команде 9В класса.
Все хором говорят: Вас приветствует команда «Электрон»
Поют:
Мы своё признанье не забудем,
Радость КВН приносит людям,
И сражаться мы всегда готовы,
Если наш противник подготовлен!!!
Главный электрон команды или её капитан (называют капитана)
Наш девиз:
«Электрон не унывает
И назад не отступает,
Он несёт в себе заряд
И победе очень рад».
Болельщикам:
Болельщики!!
Просим вас поболеть за нас!
Но не гриппом, ни ангиной,
Ни коклюшем, ни скарлатиной.
Просим вас кричать и топать,
И в ладоши громко хлопать!
Соперникам:
О, соперник родной!
Не сердись на нас.
Мы воюем за приз,
А не против вас.
Ведь вы тоже не прочь
Выиграть у нас,
Ну а лучше всего
Выиграйте в другой раз!
Жюри:
Жюри компетентному,
Наше слово,
Жюри всемогущему,
Наш привет.
Желаем вам наших ошибок не видеть,
Ценить объективно
Наш физический ответ!
Хором поют:
Знаем предстоит,
Нам путь далёкий,
Мы пройдём и конкурсы и опыты.
И мы верим, что победа будет,
Если капитан не всё забудет!
2-й вед.
Будет физика занимательна,
Слушайте её внимательно,
Кто уши хорошенько раскроет,
Много всякой всячины усвоит,
А кто невзначай уснёт,
Так ни с чем и уйдёт!
Конкурс «Проба сил»
1-й вед. Первый наш конкурс «Проба сил», традиционно называемый «Разминка». Каждая команда подготовила для своих соперников по 3 вопроса.
Слово команде «МИФ»
- Почему утка мало погружается в воду при плавании?
- Вода легче песка. Почему же ветер в пустыне поднимает тучи песка, а на море только некоторое количество брызг?
- Почему собаки высовывают язык, когда им жарко?
- Почему при снегопаде становится теплее?
- Одной итальянской студентке на экзамене был задан следующий вопрос: « Как вам известно, точка кипения прованского масла выше, чем точка плавления олова. Как объяснить, почему можно жарить пищу в масле в лужёной оловом кастрюле?» Что должна была ответить студентка, чтобы получить хороший балл?
Ответ: Когда жарят, кипит не масло, а вода, содержащаяся в пище. Поэтому пока вся она не выкипит, температура не поднимается выше 100 градусов. По этой же причине можно вскипятить воду в бумажном кульке (демонстрируется опыт). - Какая приставка в названии единицы физической величины означает её миллионную долю?
Ответы на 1, 2 и 3 вопросы давала команда «КВАНТ», а на 4,5 и 6 вопросы команда «Электрон».
2-й вед. Слово команде «КВАНТ»
- Каков вес тела массой 1 кг?
- Почему вода гасит огонь?
- Какое из пяти слов не является физической величиной? (Температура. Атом. Длина. Сила. Время).
- Почему медицинские термометры наполняют ртутью, а не спиртом?
- Имеются металлический шар и металлическое кольцо с диаметром отверстия точно равным диаметру шара. При одинаковой температуре шара и кольца, шар с трудом проходит через отверстие в кольце. Каким опытом, используя эти предметы, можно доказать способность твёрдых тел к расширению при нагревании?
- Какая из трёх частиц входит в состав двух других из перечисленных ниже? (Атом, Молекула, Электрон)
1-й вед. Слово команде «Электрон»
- Почему медицинская банка присасывается к телу человека?
- Среди электромонтёров широко распространено выражение: «Горячая пайка всегда холодная, а холодная пайка всегда горячая». Как следует понимать эту поговорку?
Ответ: Холодной пайкой монтеры называют скрутку проводников.
Сопротивление такой пайки велико, поскольку контакт получается плохим и обладает большим сопротивлением. В нём, согласно закону Джоуля – Ленца (Q = I2 ·R·t) при прохождении тока выделяется много тепла, поэтому место холодной пайки сильно нагревается. Горячая пайка выполняется паяльником. Она обеспечивает надежный контакт проводов, поэтому спай обладает небольшим сопротивлением и током нагревается мало. - Как будет таять кусок льда в тёплой комнате, если его накрыть шубой?
- Почему в мороз снег скрипит под ногами?
- Какое из пяти слов не является физической величиной? (время, масса, звук, сила, скорость).
- Я очень торопилась, но перед уходом из дома хотела выпить тёплый чай со сливками. Как я должна была поступить, имея в своём распоряжении горячий чай, чтобы скорее остудить напиток: сразу налить сливки, а затем выждать пять минут, или сначала выждать пять минут, а потом долить сливки? Если считать, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то можно поступить как угодно.
Ведущий на сцене объявляет следующий конкурс.
Конкурс любителей чудес
2-й вед. Конкурс любителей чудес. Не подумав – не отвечай, не проверив на опыте – не утверждай!
Команда «МИФ» подготовила и демонстрирует опыты:
- В двух мензурках налиты две одинаковые по цвету жидкости, занимающие одинаковые объёмы. Даны две одинаковые палочки. Определить в какой из мензурок жидкость имеет большую плотность.
Ответ: Опустить палочки в мензурки, где палочка погрузиться в жидкость на меньшую глубину, там плотность жидкости будет больше. - Взять стеклянную банку 0,5л, налить в неё чистой воды, опустить сырое яйцо, яйцо идёт ко дну и тонет. Добавляя постепенно в воду соли и помешивая палочкой, что мы наблюдаем? (яйцо поднимается и всплывает) Как объяснить такое явление?
Ответ: Плотность солёной воды больше чем пресной, она больше и плотности яйца, поэтому яйцо всплывает. - Получение индукционного тока в алюминиевом стакане.
- Поменять местами воду и керосин, не выливая содержимое колбочек в какой-либо третий сосуд.
Ответ: Колбочку с водой нужно накрыть листом бумаги, перевернуть вверх, поставить на колбочку с керосином и выдернуть бумагу; керосин всплывёт и вода заполнит нужный сосуд. - Даны стеклянная ванночка и лист фольги, если опустить фольгу в ванночку с водой, то она тонет, если из листа сделать кораблик, то он плавает, как объяснить?
Ответ: Кораблик вытесняет объём воды больше, чем лист фольги, потому и выталкивающая сила больше, в результате чего кораблик из фольги плавает. - Одинаково ли давление на дно в пробирках I и II?
Ответ: Да. (Т.к. высота столба одинакова).
1-й вед. Команда «КВАНТ» подготовила и демонстрирует опыты:
- Кипение воды при температуре ниже 100 градусов.
- Электрический маятник.
- Светящаяся синусоида.
- Демонстрация свечения разрежённого воздуха в трубке с двумя электродами.
- К короткому отрезку стеариновой свечи прикрепить снизу небольшой груз, так чтобы свеча плавала в воде. Зажечь плавающую свечу и задать вопрос: «Как быстро погаснет свеча?»
Ответ: Кажется, что пламя зальётся водой и свеча быстро погаснет, но, сгорая, свеча уменьшается в весе и всплывает. - Что перетянет на весах: сосуд до краёв наполненный водой или такой же сосуд, тоже полный воды, но с плавающим в нём деревянным бруском? Почему?
Ответ: Весы будут уравновешены, т. к. вес обоих сосудов одинаков и объём вытесняемой воды равен весу деревянного бруска.
2-й вед. Команда «Электрон» подготовила и демонстрирует опыты:
- Электризация человека.
- Раздувание резинового шарика под колоколом электровакуумной тарелки.
- Всасывание варёного яйца в бутылку.
- Достать монету, не замочив рук.
- Как вылить воду из бутылки не наклоняя её?
Ответ: Через трубку, просунутую внутрь бутылки, вдуть воздух. - В мензурку налиты две жидкости, опушены два шарика одинакового объёма, один из пенопласта, другой из парафина. Объясните такое явление и определите род жидкостей.
Ответ: В мензурку налито вода и керосин. Плотность парафинового шарика немного меньше плотности воды, поэтому он плавает в воде, плотность шарика из пенопласта меньше плотности керосина и он плавает на его поверхности.
Конкурс – блиц
1-й вед. Конкурс – блиц. От каждой команды приглашается по одному участнику. Они должны с завязанными глазами нарисовать на доске схему параллельного соединения трёх лампочек.
Конкурс «Домашнее задание»
2-й вед. Конкурс «Домашнее задание». Т.к. наши девушки в будущем медицинские работники, то знания, полученные на уроках физики, им помогут объяснить принцип действия медицинских приборов и установок. К этому конкурсу девушки готовились, нарисовали на ватмане те аппараты, о которых они будут рассказывать и объяснять какие физические явления лежат в основе устройства этих аппаратов.
1-й вед. Команда «МИФ» подготовила плакат и рассказ об «аппарате Боброва (для определения функций внешнего дыхания – лёгких) и о шприце».
2-й вед. Команда «КВАНТ» подготовила плакат и рассказ о медицинском термометре и фонендоскопе.
1-й вед. Команда «Электрон» подготовила рассказ об аппарате для измерения кровяного давления.
Конкурс номеров художественной самодеятельности
2-й вед. Конкурс номеров художественной самодеятельности.
Команда «МИФ» исполняет частушки:
- Если тело в воду бросить,
Или просто опустить,
Будет сила Архимеда
Снизу на него давить. - Если вес воды в объёме
Погружённой части знать
Можно силу Архимеда
Очень просто рассчитать. - Если взять два разных тела, в жидкость опустить одну,
Видно, что одно всплывает,
А другое – в миг ко дну,
Жидкость та, сомненья нет,
Ну а в чём же тут секрет? - Если тело в жидкость опустить,
Будет жидкость на него давить,
Почему же тело погружается?
Может быть здесь физика кончается?
1-й вед. Команда «КВАНТ» инсценировала стихотворение «Атом, который построил Бор» из книги «Физики продолжают шутить»
Вот атом, который построил Бор.
Это – протон,
Который в центр помещён
Атома, который построил Бор.
А вот электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещён
Атома, который построил Бор.
Вот мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещён
Атома, который построил Бор.
А вот пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещён
Атома, который построил Бор.
Вот быстрый протон,
Который в ударе родил пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.
А вот бетатрон,
В котором ускорился тот протон,
Который в ударе родил пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который построил Бор.
Это закон,
Который Бором провозглашен.
Закон всех народов,
Закон всех времен,
Успешно описывающий с двух сторон .
Не только протон
И электрон,
Но также нейтрон,
Фотон, Позитрон,
Фонон, Магнон,
Экситон, Полярон,
Бетатрон, Синхротрон,
Фазотрон, Циклотрон,
Циклон, Цейлон,
Нейлон, Перлон,
Одеколон, Декамерон.
И, несомненно, каждый нейрон
Мозга, которым изобретён
Тот замечательный бетатрон,
В котором ускорился тот протон,
Который в ударе родил пи-мезон,
Который, распавшись, дал мю-мезон,
Который распался на электрон,
Который стремглав облетает протон,
Который в центр помещен
Атома, который также построил Нильс Бор!
2-й вед. Команда «Электрон» представила в качестве номера художественной самодеятельности стихотворение В. Шефнера «Техника»
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли, -
Как до этих вещей могучих
До мечтаться люди смогли?
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поёт,
Что на кнопку нажмёшь рукою -
И средь ночи день настаёт?
Я вверяю себя трамваю,
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей всё равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам...
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Конкурс капитанов
1-й вед. Конкурс капитанов. Для этого конкурса капитаны команд получили конверты, в которых был вложен лист с тремя вопросами.
В конверте № 1
- Будет ли гореть спичка, зажженная внутри космического корабля?
- Положим на полоску бумаги латунную гирю и внесём их в пламя. Почему бумага не горит?
В конверте № 2
- Почему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом?
- Представьте, что для измерения высоты дома вам было положено воспользоваться пустой консервной банкой и секундомером. Как надо действовать?
В конверте № 3
- Один поэт так сказал о капле: Она жила и по стеклу текла, но вдруг её морозом оковало и неподвижной льдинкой капля стала. А в мире поубавилось тепла? Какая физическая ошибка здесь допущена?
- Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим?
Задания для соревнующихся команд
I тур
Игра: «Ленточка»
1 | 1 |
6 |
3 |
2 |
2 |
|
Т |
Р |
Е |
Н |
И |
Е |
|
Любой предмет в физике. (тело)
Один из простейших механизмов. (рычаг)
Древнегреческий учёный, открывший условие равновесия рычага. (Архимед)
Прибор для измерения силы. (динамометр)
Действие одного тела на другое. (сила)
Сила, с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опору или подвес. (вес)
Вопросы заготавливаются на 3 карточках, выдаются каждой команде.
II тур
Портреты учёных- физиков с прикрепленными к ним номерами.
- Ломоносов
- Ковалевская
- Яблочков
- Столетов
- Сеченов
- Попов
- Менделеев
- Жуковский
- Циолковский
- Тимирязев
Учёный и изобретатель, основатель отечественной космонавтики. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений. (9)
Ученый — электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой. (3)
Русский физик, изобретатель радио. (6)
Великий механик и математик настойчиво отыскивал способы овладения искусством полёта. (8)
Первый русский академик. Пушкин о нём писал: « Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (1)
III тур
Одновременно все 3 команды составляют слова из букв, которые имеются в слове «Электричество»
За каждое правильно составленное слово 1 балл.
IV тур
Знаешь ли ты формулы?
1 F = mg |
2 Q = mс (t2 – t1) |
3 Q = mL |
4 p = F/S |
5 Q = mλ |
6 A = FS |
Назови правильно формулу:
Формула для определения количества теплоты, необходимого для плавления вещества. (5)
Формула для определения количества теплоты, необходимого для нагревания тела. (2)
Формула для определения силы тяжести. (1)
Формула для определения механической работы. (6)
Формула для определения давления твёрдого тела. (4)
V тур
1 1 Па |
2 1 м/с |
3 1 H |
4 1 Дж |
5 1 кг |
6 1 м |
Знаешь ли ты единицы измерения физических величин.
Единица измерения силы. (3)
Единица измерения количества теплоты. (4)
Единица измерения массы. (5)
Единица измерения скорости. (2)
Единица измерения давления. (1)
VI тур
На стол выставляются приборы с номерами.
- Мензурка
- Барометр-анероид
- Манометр
- Динамометр
- Ареометр
- Вольтметр
Прибор с помощью которого можно измерить массу и вес тела? (4)
Прибор для измерения атмосферного давления (2)
Прибор для определения объёма жидкости. (1)
Прибор для измерения давлений больших, чем атмосферное. (3)
Прибор с помощью которого измеряют напряжение. (6)
Прибор с помощью которого можно измерить плотность вещества (5)
VII тур
Перечислить виды сил, которые вы знаете.
Архимеда |
|
– взаимодействия молекул |
выталкивающая |
– подъёмная |
|
равнодействующая |
– трения |
|
кипения |
– скольжения |
|
покоя |
– тяжести |
|
упругости |
– тяги |
VIII тур. «Кроссворд наоборот»
Газообразное состояние вещества. (9)
Вид твёрдого состояния воды. (8)
Одно из агрегатных состояний. (4)
Важная для тепловых явлений физическая величина. (1)
Один из источников энергии. (5)
Наглядное изображение зависимости между величинами. (6)
Жидкие атмосферные осадки. (7)
Понижение температуры. (2)
Процесс превращения твёрдого тела в жидкость. (3)
|
9 |
П |
А |
Р |
|||||||
|
8 |
С |
Н |
Е |
Г |
||||||
|
7 |
Д |
О |
Ж |
Д |
Ь |
|||||
|
6 |
Г |
Р |
А |
Ф |
И |
К |
||||
|
5 |
Г |
О |
Р |
Е |
Н |
И |
Е |
|||
|
4 |
Ж |
И |
Д |
К |
О |
С |
Т |
Ь |
||
|
3 |
П |
Л |
А |
В |
Л |
Е |
Н |
И |
Е |
|
|
2 |
О |
Х |
Л |
А |
Ж |
Д |
Е |
Н |
И |
Е |
1 |
Т |
Е |
М |
П |
Е |
Р |
А |
Т |
У |
Р |
А |