Сценарий «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны»
Игра направлена на приобщение детей к культурному наследию России.
Авторы: Вершинина Марина Николаевна (учитель начальных классов), Берёзкина Ольга Юрьевна (учитель начальных классов), Анисимова Мария Васильевна (учитель начальных классов, Республика Карелия, г. Петрозаводск).
Тематика: «Фольклорное наследие народов России»
Тема мероприятия: «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны»
Цель: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам;
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
Воспитательные:
- способствовать пробуждению национального чувства;
- формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа;
- побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков;
- Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.
Развивающие:
- развивать воображение, творческие способности детей.
Рекомендуемый возраст детей: 6 — 11 лет.
Продолжительность: учебная неделя (6 дней — каждый день соответствует дню Масленичной недели)
Место проведения занятия: на базе образовательного учреждения.
Опорные понятия:
- Масленица;
- дни Масленицы;
- традиции;
- заигрыши;
- блины.
Вещный ряд: народные костюмы, предметы быта (коромысло, валенки, метла…)
Методический репертуар занятия: технологии (игровые, проблемное обучение, критическое мышление, здоровьесберегающие); методики системно-деятельностного подхода; приемы (беседа, рассказ, игры, исследование); формы работы с аудиторией (групповая, индивидуальная, коллективная).
Сценарий цикла мероприятия: Квест «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны»
1 день - Встреча
Форма проведения: классный час. Приложение 1 - презентация
Организационный момент
Учитель: Послушайте закличку и определите о каком времени года мы будем сегодня с вами говорить на классном часе. (слайд 1 звучит закличка «Весна, красна весна – приди весна!»)
Учащиеся: Мы будем говорить о весне, потому что в песне кликают весну, просят растопить зиму.
Учитель: Определите, о каком весеннем празднике, пришедшем к нам их языческой Руси, пойдет сегодня речь. Для этого разгадайте анаграмму. (Слайд 2)
Учащиеся: сегодня речь пойдет о Масленице.
История праздника
Рассказ учителя сопровождается презентацией. (Приложение 1 - презентация)
Слайд 4
Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленицу празднуют на последней неделе перед Великим постом.
Слайд 5
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо не едят, а едят масленые блины. Первоначально Масленицу называли Мясопустом.
Слайд 6
Обычай праздновать Масленицу берет начало с древнейших времен от обрядов славян – язычников. Блин, круглый, поджаренный, снятый «с пылу», напоминал солнце. Он и был символом набиравшего яркость и жар весеннего солнца.
Ритуалы масленичной недели
(Слайд 7)
Каждый день масленичной недели имеет свое название. (Слайд 7)
- Понедельник — Встреча
- Вторник — Заигрыш
- Среда — Лакомка
- Четверг — Перелом
- Пятница — Тещины вечерки
- Суббота — Золовкины посиделки
- Воскресенье —Прощеное Воскресенье
Понедельник – «встреча»
(Слайд 8)
В этот день встречали Масленицу. Наряжали куклу – чучело.
Масленицу делали из соломы и наряжали в женскую одежду. Куклу устанавливали в сани, до пятницы она стояла на самой высокой горе.
(Слайд 9)
С утра дети и молодежь выходили на улицу и начинали строить снежные горы.
(Слайд 10)
С утра дети и молодежь выходили на улицу и начинали строить снежные горы.
Вторник – «заигрыш»
(Слайд 11)
На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях.
Среда – «лакомка»
(Слайд 12)
В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду проводились ярмарки, шли народные гуляния. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.
Слайд 13
В этот день зять приходил «к тёще на блины».
Четверг – «перелом», «разгул»
(слайд 14)
Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки.
(Слайд 15)
Возят чучело на колесе.
(Слайд 16)
Песни поют и веселятся.
(Слайд 17)
С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам.
(Слайд 18)
Ни одна Масленица не проходила без взятия снежного городка. Парни строили ледяную крепость, сажали стражу, а потом шли в атаку, лезли на стены. Стража оборонялась снежками и метлами.
(Слайд 19)
В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою удаль в кулачном бою. Биться друг с другом могли две деревни. Подготовка шла задолго. К бою готовились серьезно.
Пятница – «тещины вечерки»
(Слайд 20)
Зятья приглашали своих тещ, угощали их блинами. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе.
Суббота – «золовкины посиделки»
(Слайд 21)
Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье – «прощеное воскресенье»
(Слайд 22)
Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощеный день». Люди просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они приветствовали друг друга поцелуем, и один говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит».
(Слайд 23)
Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощенный день». Люди просили друг у друга прощения. Если в течение года чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они приветствовали друг друга поцелуем, и один говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит».
(Слайд 24)
В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, что вы так внимательно слушали, а теперь давайте попробуем выполнить задание: собрать пословицы о Масленице и пояснить их смысл.(Слайд 25 – 26)
Учитель:Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний классный час?
Проведем рефлексию классного часа. Что же вы сегодня узнали? Что хотели бы еще узнать?
А теперь мы проживем Масленичную неделю так, как это было принято на Руси. По окончании нашего школьного мероприятия вы все получите приз.
Для того, чтобы встретить второй день Масленицы вам необходимо выполнить задание. (Дети получают конверт с заданием)
Задание: Найдите в различных источниках описание игр, в которые играли на Руси в масленичную неделю.
Проведите одну из игр в соседнем классе.
2 день — Заигрыш
Дети приходят в гости друг к другу (по классам), проводят зараннее подготовленнные игры:
Игра «Горелки»
Самая популярная народная игра на Масленицу. Эту игру можно провести на улице или в просторном помещении, где дети могли бы побегать. Выбирается «горящий». Он выходит вперед. Ребята становятся друг за другом в ряд и поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Раз, два, смело
Погляди на небо
Теги-гуси летят,
На всю Русь кричат:
Га-га-га, га-га-га,
Не догнать нас никогда!
«Горящий» поет:
Стою, стою на бревнышке,
Стою, стою на солнышке!
Ой, горю жарко,
Ой, горю ясно
Один из играющих спрашивает: — Что ты горишь?
«Горящий» отвечает: — Хочу добра молодца.
Тот же играющий спрашивает:
— Какого? «Горящий» отвечает:
— Тебя, молодого!
Задавший вопросы убегает, «горящий» его догоняет. Если поймает, то они меняются ролями, если нет — выбирается новый «горящий».
Игра «Заря зарница»
В эту веселую подвижную игру можно играть с большой компанией детей. Для игры нужна будет яркая атласная лента.
Дети становятся в широкий круг, руки у каждого за спиной. Водящий - "Заря" ходит с лентой в руках вокруг хоровода и поет:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые
За водой пошла!
Как только пропеты последние слова песенки водящий кладет ленту на плечо одному из детей в хороводе и убегает. Ребенок должен взять ленту и бежать с ней в другую сторону. Каждый из них стремиться занять освободившееся место в кругу. Тот, кто успел стать на место, остается в кругу, а оставшийся становится "Зарей".
Игра «Ручеек»
Эта старинная игра должна быть обязательно включена в конкурсы на Масленицу. Все участники разбиваются на пары и, взявшись за руки, становятся друг за другом. Должен получиться своеобразный коридорчик. Руки участники игры высоко поднимают вверх. Тот игрок, которому не досталось пары, идет по «коридору», выбирает себе спутника, и вместе они становятся в конец так называемого «ручейка». Оставшийся без пары ищет ее себе снова.
Игра «Дядюшка Трифон»
Это старая русская игра, которую любят дети. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.
Игра «Гуси и гусыни»
Это старая народная игра. Почти в каждой стране мира она известна под разными названиями. Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, даёт имя "гусь" или "гусыня". Если он дотрагивается до игрока и называет его "гусыней", то игрок стоит на месте, но если называет игрока "гусем", то тогда игрок покидает своё место и старается обежать весь круг собравшихся и занять своё место. Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.
Игра «Волк во рву»
Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.
После проведения игр детям дается задание: на карточках, развешанных на стенах в коридоре , найдите названия компонентов самого распространенного масленичного лакомства.
(Из данного списка: рис, помидоры, молоко, рыба, сахар, мясо, мука, соль, горчица, яйцо, огурцы, сода, масло должны выбрать: молоко, сахар, мука, соль, яйцо, сода, масло.)
Далее ученики получают конверт:
Задание: узнайте и оформите на альбомном листе семейный рецепт приготовления блинов.
3 день - Лакомка
Место проведения: актовый зал, столовая.
Слова учителя:
Я пеку румяные
Русские блины…
По рецепту древнему
Предков старины.
Знает его тайну
Бабушка моя,
По наследству – мама,
И, конечно, я.
Сладкие, медовые,
С маслом, с молоком…
Ароматы сладкие
Заполняют дом.
Три огромных блюда
Напеку блинов –
Приходите в гости,
Чай уже готов!
Дети представляют свои «семейные» рецепты блинов, рассказывают о процессе их приготовления, показывают свои работы и приносят блины.
В процессе защиты своих работ у детей собирается «Кулинарная книга».
После составления «Кулинарной книги» дети получают конверт с заданием на следующий день.
Задание:
Найдите место проведения.
Чем вы будете заниматься?
(Фотография школьного двора)
Кульминацией этого дня становится чаепитие с блинами в столовой школы — «Лакомка»
4 день – Перелом
Место проведения: двор школы.
Дети собираются на улице.
Цель: познакомить учащихся с основными традициями празднования "Масленицы".
Задачи:
- обобщить и закрепить в игровой спортивной форме культурологический материал, с которым учащиеся познакомятся в ходе участия в празднике;
- развитие чувства коллективизм;
- приобщение к занятиям физкультурой.
Инвентарь и оборудование: чучело масленицы,тарелки(летающие желтого цвета), метлы, бадминтонные ракетки, скакалки, канат, валенки.
Праздник проходит на улице. Дети, родители – встречают чучело Масленицы. Становятся напротив Масленицы полукругом и, кланяясь ей, приветствуют хором:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Эстафета: Передай горячий блин
Блин души затронет струнки,
От него струятся слюнки,
Удержаться, право, тяжко,
Чтоб не съесть блина-вкусняшку!
Я скажу себе: «Вперед!»,-
И блином наполню рот.
Эстафета: Кто быстрей на метле
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться —
Только пыль вокруг клубится. (Метла)
Эстафета: Блин с пылу, жару на горячей сковороде
Детям нравятся блины.
До чего блины вкусны!
Все на свете влюблены
В аппетитные блины!!!
Эстафета: "Три ноги" (в паре связываются по ноге)
Что за ножки? Что за ножки?
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке
Конкурс капитанов: Кто дальше метнет валенок
Коль летят над нами шапки,
Иль пеналы, или папки –
Это вовсе не гулянье,
Это – школьное МЕТАНИЕ!
Эстафета: Перетягивание каната
Перетягивание каната -
Парадокс,что достоин улыбки:
Состязанье паденьем чревато,
Равновесия миг очень зыбкий.
Так и в жизни случается часто -
Не всегда, кто сильней, побеждает.
Слабый, руки разжав, безучастно
За паденьем его наблюдает.
Возможные варианты игр:
- хоровод
- снежный тир
- взятие крепости
В конце игры дети получают конверт с заданием на следующий день.
Задание: Нарисуйте, как вы готовились и праздновали Масленицу с семьёй.
5 день — Тещины вечерки
Место проведения: актовый зал.
Учащиеся представляют свои творческие работы — рисунки и рассказывают о традициях проведения Масленицы в своей семье.
По окончании представления детских работ проводится викторина. (Викторина)
Учащиеся получают задание в конверте на следующий день.
Задание: Что говорили люди на Руси друг другу в последний день масленичной недели?
6 день – Золовкины посиделки
7 день – Прощеное воскресенье
Место проведения: учебный кабинет.
Урок: русский язык.
Тема: мини-сочинения на тему : «Прощеное воскресенье»
Цель: создать условия для свободного высказывания.
Задачи:
- Образовательная: учить последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному письму.
- Развивающая: содействовать развитию интереса к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений; предоставить полную свободу самовыражения в слове.
- Воспитывающая: воспитывать чувство сопереживания по отношению к родственникам, друзьям.
План урока:
- Эмоциональный настрой.
- Актуализация знаний:
- Вспомните, как называется последний день Масленицы?
(«Прощеное воскресенье»)
- Для чего и у кого нужно попросить прощение ?
- Какие чувства вы испытываете в момент, когда просите прощение?
- Как считаете, важнее попросить прощение или выполнить данное обещание? - Орфографическая минутка.
- Практическая работа (написание сочинения)
- Итог.
Желающие зачитывают свои сочинения.
По окончании урока учащиеся выполняют итоговое задание и получают приз.
Распечатываются картинки с народными названиями дней масленичной недели и развешиваются по территории всего учебного заведения.
Встреча (понедельник), Заигрыш (вторник), Лакомка (среда), Разгул (четверг), Тещины вечерки (пятница), Золовкины посиделки (суббота), Прощеный день, (воскресенье)
Задание: Найдите и расположите карточки, размещенные на стенах, в таком порядке, чтобы восстановилась последовательность дней масленичной недели.
Выполнив правильно задание, ученики получают пригласительные билеты на городской праздник «Масленица».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.