Окружающий мир: контроль и оценка знаний
Окружающий мир часто относят к второстепенным предметам. Контроль знаний на этих уроках ведется не так тщательно как, скажем, на русском языке или математике. Лауреат Премии Президента РФ в области образования, один из наших авторов Наталья Виноградова призывает подходить серьезнее к изучению детьми окружающего мира и рассказывает, как оценивать работу младшеклассников.
Актуальность вопроса
Предмет «Окружающий мир» помогает ребенку социализироваться, приспособиться к жизненным ситуациям, привыкнуть к обществу. Назовем основные проблемы контроля и оценки в этой области:
- Много заданий, не имеющих прямого отношения к содержанию планируемых результатов. Эти задания отнимают время и часто являются нецелесообразными.
- Мало заданий, проверяющих практические умения и навыки детей: «как бы ты поступил, если бы…», «какой метод изучения применил, если бы…».
- Почти отсутствуют задания, которые проверяют уровень интеллектуальной деятельности учащихся: логическое мышление, воображение, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выбирать признак классификации. Нет заданий на постановку гипотезы и выбор доказательств, мало заданий на поиск ошибки.
- Много заданий на проверку памяти, повторение текстов («учим наизусть учебник»).
Тем не менее, школьники любят предмет «Окружающий мир». На этих уроках меняется роль ученика. Из слушателя и зрителя, который должен прочитать, запомнить, пересказать, ребенок превращается в исследователя – анализирующего, сравнивающего, делающего разного рода выводы. Жаль, что устаревшие способы контроля снижают эффективность изучения предмета.
Переход к современной системе оценки
Есть два типа контроля знаний: односторонний (традиционный) и обратного действия (современный). Ориентируясь на второй тип, педагогу следует ставить перед собой ряд задач:
-
Анализ достижений для корректировки учебного процесса («Как необходимо изменить обучение, чтобы…»).
-
Анализ влияния процесса обучения на личность ученика.
-
Формирование самоконтроля и самооценки у школьника.
Если педагог не анализирует свою деятельность, контроль и оценка практически не имеют смысла. Рассмотрим подробнее, как нужно проводить контрольно-оценочную работу на уроках окружающего мира с учетом современной концепции образования.
Общие требования
- Сравнивать результаты ученика только с его же достижениями. Нельзя сравнивать результаты детей, поскольку в обучении нужно придерживаться позитивного подхода. Если у школьника нет прогресса, имеет смысл не акцентировать на этом внимание. Если есть успехи – похвалить публично.
- Критиковать не ребенка, а его решение. Ученики имеют свои особенности, и в этом нет ничего страшного. Оценивать можно только результат конкретной деятельности, выполнение определенной задачи.
- Заканчивать каждое упражнение содержательным раскрытием оценки. Процесс обсуждения ошибок должен быть лояльным и корректным. Лучше не исправлять ошибку, а подчеркивать место, где она допущена, а после – коллективно обсуждать проблемные места. Самостоятельно исправив ошибку, ребенок, вероятнее всего, ее не повторит.
- Определять вместе с учеником причину ошибки.
- Ставить отметку только за результат. Оценивать процесс работы недопустимо, оценки за прилежание больше не ставятся. Нельзя, например, в математике снижать отметку за грамматическую ошибку.
- Предоставлять возможность корректировать работу.
Непосредственно на уроках окружающего мира педагоги часто ставят отметки за активность, инициативность. Но отношение – не результат деятельности, поэтому лучше не множить отметки, и во многих ситуациях ограничиваться словесной оценкой.
Что еще нужно контролировать, но не оценивать:
- Мотив деятельности. Понимает ли ребенок, что будет делать, какой результат должен получить.
- Принятие учебной задачи. Отвечает ли ученик на вопросы «могу - не могу», «знаю - не знаю», «достаточно знаний - недостаточно знаний».
- Контроль деятельности. Помнит ли учащийся первоначальную задачу на разных этапах работы, знает ли, что будет делать дальше.
Особого внимания заслуживает такой вид деятельности как учебный диалог. Его редко можно наблюдать на уроках, однако активное общение детей при изучении окружающего мира очень полезно.
Читайте также:
- Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе
- Методика подготовки к ВПР по математике в 4 классе. Решаем логические и геометрические задачи
- Как научить ребенка распределять время между заданиями на контрольной работе
Критерии оценки учебного диалога:
- Ответ после прямого обращения.
- Адекватная реакция на вопрос, способность услышать собеседника.
- Знание и использование особенностей диалога.
- Эмоциональная вовлеченность.
Самоконтроль
Специальные задания на самоконтроль и самооценку ученика являются важным структурным элементом урока по обществознанию. Рабочие тетради корпорации «Российский учебник» содержат много подходящих упражнений с ответами. Может возникнуть опасение, что ученики при доступе к ответам просто спишут их. Это не так. Когда контроль на уроке выстроен правильно, ребятам интересно испытывать свои знания.
Любое задание должно быть целевым. Если ребенок изначально знает мотив учебной ситуации, он сможет осуществить самостоятельную работу и самоконтроль. Например, перед работой над текстовым заданием нужно поставить предварительную задачу: «Читая текст, обратите внимание на…». После выполнения упражнения предлагаем такие действия: «Проверь себя», «Поменяйся тетрадями с соседом, проверьте друг друга», «Оцени, смог ли ты ответить на все вопросы», «Определи причину своей ошибки».
Оценка – это не только контроль, но и метод обучения, обязательный компонент влияния на ребенка.