Конспект урока "Реактивное движение"
Заранее до урока в кабинете все столы (2 стола соединенных вместе, за которые могут сесть от 4 до 6 учеников) поставлены по группам. На столах имеются таблички с названием: 1 «Экспериментаторы»; 2 «Биофизики»; 3 «Конструкторы»; 4. «Теоретики»; 5 «Историки». Поэтому обучающиеся сами делают выбор, в каком направлении они могут работать на уроке. У каждой группы свое компентентностно-ориентированное задание, которое они должны выполнить за 10 минут используя учебную литературу или интернет ресурсы.
Цель урока:
- Познакомиться с практическим применением закона сохранения импульса.
- Формирование навыка самостоятельной работы, умения видеть практическую пользу знаний
- Развитие познавательных интересов.
Личностные. Развитие познавательных интересов и самостоятельности в приобретении новых знаний и умений: опытное подтверждение физических законов. Объяснение наблюдаемых явлений на основе физических законов. Воспитание уважения к творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в освоении космоса.
Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Формирование навыков адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и одноклассников. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
Познавательные: Приобретение опыта самостоятельного поиска информации с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения. Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения на уроке: частично - поисковый.
Демонстрации: презентация «Реактивное движение»; опыт с сегнеровым колесом; запуск действующей модели ракеты; самодвижущаяся тележка; движение воздушного шара (хаотичное); движение воздушного шара по прямой линии; опыт с отклонением трубки при вытекании воды; запуск ракеты сделанной своими руками из пластмассовой бутылки 0,5 л.
Ход урока
I. Организационный момент
- четкое начало урока;
- готовность к уроку;
- отсутствующие.
- запись даты и темы урока.
II. Целеполагание
Учащиеся самостоятельно выходят на цели и задачи урока.
Познакомиться:
- с понятием реактивное движение; с примерами реактивного движения;
- с устройством и принципом действия ракеты. Выяснить: от чего зависит скорость ракеты.
III. Актуализация опорных знаний
- Что такое импульс тела?
- Как направлен импульс тела?
- Что такое импульс силы?
- Чему равен импульс силы?
- Сформулировать закон сохранения импульса.
- Записать формулу закона сохранения импульса для упругого удара.
- Записать формулу закона сохранения импульса для неупругого удара.
IV. Учебная задача
Заранее до урока в кабинете все столы (2 стола соединенных вместе, за которые могут сесть от 4 до 6 учеников) поставлены по группам. На столах имеются таблички с названием: 1 «Экспериментаторы»; 2 «Биофизики»; 3 «Конструкторы»; 4. «Теоретики»; 5 «Историки». Поэтому обучающиеся сами делают выбор, в каком направлении они могут работать на уроке. У каждой группы свое компентентностно-ориентированное задание, которое они должны выполнить за 10 минут используя учебную литературу или интернет ресурсы.
Задание 1. Группа «Экспериментаторы»
- Что произойдет, если надутый воздушный шарик выпустить из рук?
____________________________________________________________________ - Какие тела взаимодействуют?
____________________________________________________________________ - Что можно сказать о направлении движения шара и воздуха выходящего из шара?
_____________________________________________________________________ - Придумайте способ движения шара по прямой линии двумя способами. В первом случае у вас имеется: нитки, канцелярские скрепки, скотч, воздушный шарик. Во втором случае: тележка легкоподвижная, воздушный шарик, скотч.
______________________________________________________________________ - Будет ли двигаться тележка, если из нее будет вытекать вода?
______________________________________________________________________ - Движение, которое вы наблюдали можно назвать реактивным?
______________________________________________________________________ - Что такое реактивное движение?
______________________________________________________________________
Задание 2. Группа «Биофизики»
- Пользуясь учебником или интернетом привести примеры реактивного движения.
______________________________________________________________________ - Почему огурец назвали «бешенный»?
______________________________________________________________________ - За счет чего происходит движение каракатиц и личинок стрекоз?
______________________________________________________________________ - Объяснить механизм движения кальмара.
______________________________________________________________________ - Что общего между движением кальмара и катера с водометным двигателем?
______________________________________________________________________
Задание 3. Группа «Конструкторы»
- Что такое ракета?
_______________________________________________________________________ - Устройство ракеты.
_______________________________________________________________________ - Какая часть ракеты увеличивает ее скорость?
_______________________________________________________________________ - Какое топливо используют в ракетах?
_______________________________________________________________________ - Какую роль играют ступени ракеты?
_______________________________________________________________________ - Домашняя заготовка. Действующая модель ракеты из пластиковой бутылки 0,5 л.
Задание 4. Группа «Теоретики»
- Запишите формулу закона сохранения импульса для упругого удара, если первое тело ракета, а второе тело газ.
_______________________________________________________________________ - Чему равен суммарный импульс ракеты и газа до старта, если ракета покоилась?
_______________________________________________________________________ - Чему равен суммарный импульс ракеты и газа после старта?
_______________________________________________________________________ - Записать закон сохранения импульса с учетом п.2 и п.3.
_______________________________________________________________________ - Чему равна скорость ракеты?
_______________________________________________________________________ - От чего зависит скорость ракеты?
_______________________________________________________________________ - Во сколько раз масса газа должна быть больше массы ракеты?
_______________________________________________________________________ - Что означает знак «–» в формуле скорости ракеты?
___________________________
Задание 5. Группа «Историки»
- В Древнем Китае была изобретена ракета? О каких ракетах идет речь?
_______________________________________________________________________ - Талантливый изобретатель описал “предварительную конструкцию ракетного самолета и подготовил рукопись “Проекта воздухоплавательного прибора”. Как его звали?
_______________________________________________________________________ - Кто предложил проект космического корабля с реактивным двигателем в 1893 г.?
_______________________________________________________________________ - Кто из американских ученых с 1907 г. работал в области ракетостроения и межпланетных полетов?
_______________________________________________________________________ - С 1912 г. активно занимался проблемами космических полетов крупный французский ученый и авиаконструктор. Он ввел в употребление термин астронавтика. Назовите его имя.
_______________________________________________________________________ - Русский ученый, изобретатель, открыл принцип реактивного движения, основоположник космонавтики. Кто это?
_______________________________________________________________________ - Кто является основоположником практической космонавтики?
_______________________________________________________________________ - Когда был запущен первый ИСЗ?
_______________________________________________________________________ - Первый полет человека в космос. Когда и кто?
_______________________________________________________________________ - Первый полет на Луну. Назовите имена астронавтов. Укажите страну и год.
_______________________________________________________________________ - Реактивное движение и спорт.
_______________________________________________________________________
V. Выступление групп
Представитель от каждой группы дает ответ о проделанной работе не более 5 минут. Учитель при ответах использует заранее подготовленную презентацию «Реактивное движение». В конце выступлений запуск модели ракеты школьной и самодельной. Сравнив движение ракеты, ученики отвечают на вопрос: Почему у самодельной ракеты высота поднятия больше?
VI. Рефлексия
Я узнал …
Мне понравилось …
VII. Итог урока
Ученики оценивают работу в группах (самооценка и взаимооценка).
VIII. Домашнее задание
§ 22, упр. 21 № 1 и 2 или № 3 и 4 по выбору.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.