Дисперсия света. Цвета тел
Технологическая карта урока № 69
Предмет: |
физика |
Класс: |
9 |
Тип урока: |
урок формирования и закрепления новых знаний |
Тема урока |
Дисперсия цвета. Цвета тел |
Цель урока |
Знакомство с понятием «дисперсия света» |
Задачи урока:
|
|
Предполагаемые результаты:
|
личностные: умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей природе. Эстетическое восприятие природы; познавательные: создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера. Анализируют различия и причины их появления при сравнении с эталоном; регулятивные: составляют план и последовательность действий. Сравнивают его с эталоном; коммуникативные: умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вступать в диалог, точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи; предметные: обучающиеся научатся объяснять явления природы (радуга, гало), узнают о назначении светофильтров, оптических приборов для наблюдения и изучения спектров света |
Основные понятия и термины темы |
Импульс, замкнутая система, проекция вектора импульса |
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) |
«Физика. 9 класс», Пёрышкин А.В.; карточки с текстами об образовании цвета тел, выдержки из словарей, светофильтры, волчок из картона с цветными секторами, цветная бумага, призмы из оргстекла, видеофильмы «Как мы видим цвет», «Мифы о радуге» |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся |
Технология проблемного обучения, смысловое чтение, эвристическая беседа, парная работа, практическая работа в группе |
Межпрежметные связи |
ИЗО, биология |
Ход урока |
Задачи этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Контрольно-оценочный. Опрос по домашнему материалу |
Проверка качества усвоения знаний |
Раздает тесты по ранее изученной теме. Верные ответы на доске. |
Выполняют тест. Взаимопроверка. |
I I. Этап мотивации к уроку |
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность |
- У вас на столах находятся плоскопараллельные стеклянные пластинки со скошенными гранями. Посмотрите сквозь скошенные грани на свет. Что вы видите? Как неожиданно и ярко - О каком природном явлении говорит Федор Иванович Тютчев? Расположите цвета в нужном порядке (на доске прикреплены полоски цветной бумаги) |
Отвечают на вопросы учителя Выходит ученик к доске и из данных цветов бумаги составляет радугу |
III. Этап целеполагания |
Обоснование значимости рассматриваемых вопросов |
- Какие вопросы могут возникнуть на уроке? - А у меня возник следующий вопрос. Слово радуга содержит старославянский корень «радь», что означает «веселый». Не случайно на Украине ее называют «веселкой». Существует поверье, что в том месте, где радуга уходит в землю, можно откопать горшок с золотом. Оно, возможно, родилось из рассказов о том, что ангелы сидят на вершине радуги и, играя, скатывают вниз золотые монетки. А если хотите быть счастливым, то надо пройти под радугой босиком. Можно ли откопать горшочек золота и пройтись под радугой? |
Предлагают варианты вопросов |
IV. Этап актуализации знаний |
|
- Что такое абсолютный показатель преломления света? - От чего он зависит? |
Устные ответы |
V. Этап усвоения новых знаний |
Организация работы по формированию новых, развитию имеющихся знаний, умений, навыков |
Иллюстрирует опыт Ньютона с призмой - Преломление лучей начинается в призме. Показатель преломления не поменялся, т.к. среда не изменилась. Но почему же изменился угол преломления? - Посмотрите на таблицу длин волн. - Показатель преломления зависит не только от среды, но и от частоты или длины волны. - Вот эта зависимость называется дисперсией света. В результате дисперсии мы видим радугу. Организует работу в группах Выводы из опыта Ньютона:
|
Предлагают варианты ответов Записывают в тетрадь определение дисперсии света Работают в группах: 1) опыт с дифракционной решеткой и светофильтрами. Вывод: монохроматический цвет не разлагается на спектр; 2, 3) раскручивают волчок с цветными секторами и наблюдают слияние цветов; 4, 5) рассматривают цветной волчок через светофильтр. Вывод: светофильтр пропускает волну определенной длины Работают с текстом «Откуда берется цвет непрозрачных предметов?» (парная работа) |
V. Этап проверки усвоения учащимися нового материала |
Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на использование новых умений |
- Почему роза у меня в руках красная? - Если я посмотрю на него через зеленый светофильтр, каким он станет? - Особенности светофильтра? - Почему у девочек блузка белая? - У мальчиков костюм черный, потому что… - Почему об опасности оповещают красным цветом, а не синим? |
Отвечают на вопросы учителя. Просмотр видеофильма о радуге Резерв: просмотр видеофильма о том, как мы видим цвет. |
VII. Этап информации о домашнем задании |
Инструктаж по выполнению заданий |
Параграф 49. По выбору сообщения:
|
|
VIII. Этап рефлексии |
Организация самооценки учащихся |
Прием «Комплимент» (себе и однокласснику) |
Я сегодня хвалю….. за…… |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.