Коммуникативный подход к изучению грамматики итальянского языка в школе
Существуют два подхода к изучению иностранного языка: традиционный грамматико-переводной (от языка к речи) и коммуникативный (от речи к языку). Во втором случае обучение основано на общении, работе в парах, группах и мини-группах, ролевых играх, драматизации. Курс «Итальянский язык» Н.С. Дорофеевой, представленный корпорацией «Российский учебник», выстроен именно по коммуникативному методу. Рассмотрим подробнее преимущества и элементы курса.Основы коммуникативного подхода
-
Постепенное введение грамматических элементов в зависимости от коммуникативных потребностей, их систематизация и обобщение в дальнейшем.
-
Использование антиципации как принципа введения отдельных изолированных формул речи без рассмотрения грамматических парадигм.
-
Снятие излишней «заграмматизированности», которая делает процесс коммуникации искусственным.
-
Включение традиционного подхода в соответствии с расставленными методическими приоритетами.
-
Исследование аудиозаписей, любого наглядного материала (видеороликов, иллюстраций, фотографий) для знакомства ученика с культурой, географией, историей той страны, язык которой он изучает.
Все это реализовано в учебно-методических комплектах «Итальянский язык» корпорации «Российский учебник» для 5-9 и 10-11 классов. УМК включают: учебники, рабочие тетради, электронные формы учебников, а кроме того — аудиоматериалы и рабочую программу, доступные для бесплатного скачивания. Грамматика в рамках курса вводится с опорой на коммуникативную ценность, посильность и строгое дозирование, поэтапность, наглядность, когнитивность, на родной язык и на первый иностранный язык, образовательную и воспитательную ценность материала, социокультурную направленность и междисциплинарность, многократность повторения.
Этапы изучения итальянского языка по коммуникативному подходу в 5-11 классах
5 класс. А1 (элементарное владение). Presente Indicativo (articolo, preposizioni articolate, genere e numero dei sostantivi, genere e numero degli aggettivi, pronomi personali atoni, avverbi, numerali)
Изучение итальянского языка начинается с формы è глагола essere (быть). В итальянском, как и в русском, глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Форма è — это 3 лицо единственного числа глагола essere. Она всегда пишется с ударением.
Тема связана с общим и специальным типами вопросов. Вопрос, на который можно ответить «да» или «нет», называют общим. Как и в русском, он задается при помощи восходящей интонации: E’ Maria?↑ — No,↓ non è Maria,↓è Rita.↓ (Это Мария?↑ — Нет,↓это не Мария,↓это Рита.↓) Специальный вопрос задается при помощи вопросительных слов: что? кто? где? когда? (Che? Chi? Dove? Quando?) и т. д. Интонация максимально повышается на последнем слоге: Chi è?↑ — E’ Maria. ↓ (Кто это? ↑ — Это Мария. ↓).
Полное спряжение глаголов представлено в основной части учебника и вводится по каждому спряжению отдельно. По мере необходимости появляются неправильные глаголы, в частности, модальные глаголы. При изучении спряжения глаголов в Presente Indicativo важно обратить внимание на ударение в 3 лице множественного числа: оно переносится на третий слог от конца.
6 класс. А1 (элементарное владение). Presente Indicativo, Passato Prossimo, Imperfetto
Не стоит торопиться в изучении Passato Prossimo и Imperfetto. Они не в полной мере соответствуют совершенному и не совершенному виду, что рождает множество ошибок. Материал дается постепенно:
-
Passato Prossimo в единственном числе с вспомогательным глаголом avere; I спряжение -ato.
-
II спряжение -uto; Неправильные Participio Passato — prendere, compiere.
-
III спряжение -ito.
-
Неправильные Participio Passato — mettere, decidere, scrivere.
-
Passato Prossimo со вспомогательным глаголом essere.
-
Imperfetto в сочетании с Passato Prossimo.
7 класс. А2 (предпороговый уровень). Futuro Semplice, Trapassato Prossimo, Imperativo, Voce Passiva, Pronomi Personali tonici e atoni, Numerali, Avverbi
Идет развитие и углубление грамматических тем 5 и 6 классов, вводится рубрика «Grammatichiamo». Особое внимание уделено соотношению Passato Prossimo — Imperfetto. Следует напомнить учащимся, что Passato Prossimo выражает прежде всего одноразовое действие и результат действия, а Imperfetto — процесс и описание действия. Появляются Trapassato Prossimo и Voce Passiva — эти темы обычно не вызывают особых трудностей, так как присутствуют во всех европейских языках.
8 класс. А2 (предпороговый уровень). Passato Remoto, Condizionale Presente, Forma Impersonale, Participio, Gerundio, Infinito
Историческая тематика (итальянские мореплаватели, становление итальянского языка, Средневековье) диктует введение Passato Remoto. Здесь требуется четкое разграничение употребления Passato Remoto и Passato Prossimo, которые вместе в одном повествовательном тексте быть не могут. С другой стороны следует показать, что Imperfetto и Trapassato Prossimo употребляются одинаково как с Passato Remoto, так и с Passato Prossimo. Не нужно увлекаться детальным изучением форм глаголов в Passato Remoto, лучше привыкать к ним постепенно. Исторические темы также хорошо пересказывать в Presente Storico — это позволяет повторить формы настоящего времени.
Стоит обратить особое внимание на безличные глаголы и выражения, которые вводятся с 5 класса и расширяются вплоть до безличной формы глагола с частицей «si» в 8 классе на уровне Presente. Однако не нужно расширять эту тему на другие времена, чтобы не возникало путаницы с si passivante, которая вводится только в 9 классе.
В 8 классе рассматривается Condizionale Presente, как основа для будущего изучения Condizionale Passato. Форма сослагательного наклонения Vorrei (я хотел/а бы) известна ученикам уже с 6 класса, согласно принципу антиципации (опережения), поскольку это кoммуникативно значимая формула речи.
9 класс. А2 (предпороговый уровень). Concordanza dei tempi dell’Indicativo, Discorso Indiretto, Condizionale Passato, Futuro nel Passato
Согласование времен индикатива в плане настоящего Piano del Presente и в плане прошедшего Piano del Passato — итог изучения итальянской грамматики с 5 по 9 класс. В связи с этим говорится о понятиях одновременности, следования и предшествования, их обобщения. Особое внимание следует уделить Passato Prossimo, которое выступает как в плане настоящего, так и в плане прошедшего. Важно, чтобы учащиеся понимали соотнесенность Passato Prossimo с соответствующим временным планом. Для выражения следования в плане прошедшего вводится новое время условного наклонение Condizionale Passato, которое используется для передачи будущего в прошедщем Futuro nel Passato. На базе согласования времен индикатива вводится Discorso indiretto и Domanda indiretta.
Трудности вызывают итальянские ударные и безударные формы местоимений и наречий. На них в 9 классе нужно обратить особое внимание.
10-11 классы. В1 (пороговый уровень)
В связи с переходом на следующий уровень ставятся новые коммуникативные задачи:
-
Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие во время учебы, досуга и т.д.
-
Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка.
-
Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы.
-
Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее.
В 10 и 11 классах ученики берутся за оригинальные тексты современных итальянских писателей, и таким образом выходят на сложный синтаксис современного итальянского языка. Это диктует необходимость введения самого сложного явления итальянской грамматики — сослагательного наклонения: 10 класс — формы Congiuntivo Presente и Passato; 11 класс — Congiuntivo Imperfetto и Trapassato. Важно разграничить употребление всех трех типов наклонения в итальянском языке: изъявительного, условного и сослагательного.