Классификация химических реакций. Химия. 11 класс. Разработка урока
УМК «Химия. 11 класс. Базовый уровень» О. С. Габриеляна.
Цель: Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Задачи:
- Обучающие: систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации. Рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам.
- Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять данные и делать выводы, развитие познавательных способностей
- Воспитывающие: формирование коммуникативной компетенции: воспитание самостоятельности, сотрудничества.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы: диалог, частично-поисковый метод.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, реактивы и лабораторное оборудование для проведения лабораторных опытов.
ЦОР: Видеоопыты с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Слайд 2.
?Что объединяет эти явления? Что лежит в их основе?
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин».(А.К.Толстой)
Во время грозы образовался озон.
Железный гвоздь, лежавший на влажной земле, покрылся ржавчиной.
Предполагаемые ответы: Все явления объединяет то, что в их основе лежат химические явления, химические реакции.
?Что происходит в ходе химической реакции с веществами?
Слайд 3. В ходе химической реакции из одних веществ образуются другие вещества, отличающиеся от исходных по составу, строению и свойствам.
3. Изучение новых знаний
Химические реакции можно классифицировать по различным признакам.
Слайд 4.
?Как вы думаете, по какой признак объединил все указанные реакции:
Р(белый) |
<=> |
Р (красный) |
C(графит) |
<=> |
С (алмаз) |
С4Н10 (бутан) |
<=> |
С4Н10 (изобутан) |
Данные реакции не сопровождаются изменением состава веществ.
?Как называется явление существования разных простых веществ, образованных одним элементом? (Аллотропия)
?Как называется процесс превращения бутана в изобутан? (изомеризация)
Вывод: Процесс взаимопревращений разных аллотропных модификаций одного химического элемента и реакции изомеризации относятся к реакциям, которые не сопровождаются изменением состава веществ. Слайд 5.
Классификацию химических реакций, протекающих с изменением состава вещества, можно проводить по самым разным признакам.
? Какие типы реакций, протекающих с изменением состава вещества вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся: реакция соединения, разложения, обмена, замещения.
Слайд 6. ?Определите, какой признак объединяет эти реакции:
В неорганической химии |
В органической химии |
S + O2 = SO2 |
CH2 = CH2 + H2 = CH3–CH3 |
SO3 + H2O = H2SO4 |
CH2 = CH2 + H2O = CH3–CH2–OH |
Предполагаемые ответы: из нескольких веществ образуется одно, происходит соединение.
?Одинаковый ли механизм протекания реакций такого типа в органической и неорганической химии?
Вывод: Реакции, в результате которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество называются реакциями соединения в неорганической химии и реакциями присоединения в органической химии.
Слайд 7. ? Какой признак объединяет реакции:
В неорганической химии |
В органической химии |
2КMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 |
|
2HgO = 2Hg + O2 |
|
Вывод: В ходе этих реакций из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. В неорганической химии реакции называются реакциями разложения, в органической – реакциями отщепления.
Реакции отщепления – антонимы реакциям присоединения.. Составьте самостоятельно реакции дегидрирования этана и дегидратации этанола.
Слайд 8. Просмотрите видеофрагменты: получение железа из его оксида, взаимодействие натрия с водой
Получение железа: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d77a30c4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c11&interface=catalog&class=54&subject=31
Взаимодействие натрия с водой
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d77a30ab-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c11&interface=catalog&class=54&subject=31
Составьте уравнения данных реакций.
?Какой признак объединяет эти реакции? Какие изменения происходят с веществами в ходе таких реакций?
В ходе реакций атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном. Такие реакции называются реакциями замещения. В органической химии реакции замещения имеют свою специфику.
Слайд 9. Найдите среди перечисленных реакции замещения.
1) C6H6 + 6H2 = C6H12
2) C6H6 + HNO3 = C6H5NO2 + H2O
3) CH4 + Cl2 = CH3Cl + HCl
(К реакциям замещения относятся реакции №2 и №3.)
Ребята, определите к какому типу можно отнести реакции между предложенными веществами.
Лабораторная работа (работа в группах)
Проведите опыты, соблюдая правила техники безопасности, заполните таблицу:
Исходные вещества |
Продукты реакции |
Признак реакции |
Тип реакцции |
Na2CO3 + HCl |
|
|
|
Na2SO4 + BaCl2 |
|
|
|
KOH + ф/ф + HCl |
|
Вода (нейтрализация) |
|
Вывод: Реакции, в которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями называются реакциями обмена. Реакции протекают по правилу Бертолле, т.е. только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).
Слайд 10. ?Какие признаки реакции ярко выражены в ходе реакции горения спирта, горения метана?
(Реакции сопровождаются выделением тепла.)
?Как называются реакции, которые сопровождаются выделением тепла? Поглощением тепла?
Слайд 11.
Тип реакции |
Экзотермические |
Эндотермические |
Теплота |
Выделяется |
Поглощается |
Примеры реакций |
Реакции соединения Искл. N2 + O2 = 2NO – Q H2 + I2 = 2HI – Q |
Реакции разложения |
Q – тепловой эффект реакции. Уравнение, в котором указывается тепловой эффект, называют термохимическим.
4. Первичная проверка освоения изученного материала
Слайд 12 Ребята, дайте классификацию реакции:
N2 |
+ |
3H2 |
<=> |
2NH3 + Q |
(г) |
|
(г) |
|
(г) |
?Вспомнили ли вы, какие еще классификации реакций существуют?
Предполагаемые ответы: обратимые-необратимые, каталитические-некаталитические, гомогенные-гетерогенные) Более подробно такие реакции рассмотрим на следующих уроках.
5. Закрепление материала
5.1. Тест "Типы химических реакций" (на столах учащихся)
1. Взаимодействие оксида серы (IV) с кислородом относится к реакциям
1) соединения, экзотермическим
2) замещения, экзотермическим
3) обмена, эндотермическим
4) соединения, эндотермическим.
2. Взаимодействие кислорода с азотом относится к реакции
1) соединения, экзотермическая
2) обмена, экзотермическая
3) соединения, эндотермическая
4) обмена, эндотермическая
3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям
1) разложения
2) ионного обмена
3) замещения
4) соединения.
4. Гидратация этилена – это реакция
1) присоединения
2) отщепления
3) обмена
4) замещения.
5. Дегидрирование пропана – это реакция
1) присоединения
2) отщепления
3) обмена
4) замещения.
6. Взаимодействие гидроксида калия с раствором сульфата меди относится к реакциям
1) соединения
2) разложения
3) обмена
4) замещения.
7. Взаимодействие гидроксида калия с серной кислотой относится к реакциям
1) соединения
2) разложения
3) обмена
4) замещения.
5.2. Слайд 13.
Составьте термохимическое уравнение реакции горения угля, тепловой эффект реакции 394 кДж.
5.3. упр № 6 к п.14 стр. 126
6. Рефлексия
Определите свой результат урока:
- Я всё это знал;
- Чувствовал себя уверенно;
- Чувствовал не очень уверенно;
- Узнал много нового;
- Часть материала оказалась для меня новой;
- Было не очень интересно;
- На уроке было интересно!
7. Подведение итогов урока
Независимо от того, между какими веществами – органическими или неорганическими – происходит химическое превращение, для них характерны одни и те же закономерности. Каждую химическую реакцию можно охарактеризовать, используя различные классификации.
8. Домашнее задание
п.13,14
Литература:
Программа: Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2011.
Учебник: Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2010.
Методические пособия:
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11»/О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008.