Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения
Организовать деятельность обучающихся по изучению технологий художественной обработки древесины, инструментов и приспособлений для резьбы по дереву, последовательности выпиливания лобзиком, правил безопасной работы; научить приёмам художественной резьбы по дереву; формировать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера.
1. Обучение ― сформировать понятие о технологиях художественной обработки древесины на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов; обеспечить усвоение учащимися приёмов резьбы по дереву на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и на уровне применения в новой ситуации, т. е. творчески; научить оценивать результаты работы.
2. Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), наглядно-образного мышления и воображения (репродуктивного, творческого).
3. Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация приёмов резьбы по дереву, практическая работа.
- Инструменты для резьбы по дереву: резаки, стамески; ажурная резьба, плосковыемчатая резьба, геометрическая резьба, рельефная резьба, скульптурная резьба.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. 1. Расскажите об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву. 2. Что такое эстетичность? 3. Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки и др.)? |
2 | 2. Актуализация знаний | После просмотра фотографий и видеоматериалов: ― продемонстрировать образцы изделий из древесины, содержащие декоративную резьбу и изготовленные шестиклассниками в предыдущие годы; ― ознакомить с инструментами для резьбы по дереву. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимаций: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 12: ― подготовить инструменты и заготовки; ― подготовить эскизы и рисунки для резьбы по дереву; ― продемонстрировать приёмы резьбы по дереву. 2. Работать над достижением следующих предметных результатов освоения учащимися предмета «Технология» в эстетической сфере: ― овладение методами эстетического оформления изделий, дизайнерского проектирования изделий; ― умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; ― умение художественно оформлять объект труда; ― участие в оформлении класса и школы, стремление внести красоту в домашний быт. 3. По окончании работы оценить качество работы учащихся по изложенным критериям. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Почему ажурную резьбу иногда называют прорезной, а иногда пропильной? 2. В чём отличие геометрической резьбы от контурной? 3. Где применяется лесная резьба? 4. В чём основная отличительная особенность богородской резьбы? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |