Химические свойства алкенов, их применение
Технологическая карта урока
1 |
Предмет |
химия |
2 |
Класс |
10 |
3 |
Базовый учебник |
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2013 |
4 |
Тема урока |
Химические свойства алкенов, их применение. |
5 |
Тип |
Урок изучения нового материала |
6 |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами |
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, нравственно-этическое оценивание. Метапредметные: освоение УУД (анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать пути достижения цели, прогнозировать результаты). Предметные:
|
7 |
Межпредметные связи |
Математика, биология, физика, русский язык |
8 |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы |
Интерактивная доска, презентация; мультимедийный проектор, ноутбук, ПО Panasonic elite Panaboard, мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс» , Органическая химия. Полный мультимедийный курс органической химии + все опыты органики. /ООО «Руссобит-Паблишинг». |
9 |
Материалы и оборудование |
Реактивы и лабораторное оборудование: прибор для получения газов, р-р KMnO4, р-р Br2 (I2), C2H5OH, H2SO4 (конц.), спиртовка, спички, лучина, пробирки. |
10 |
Список используемой литературы |
|
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (включая УУД) |
Ι |
Организационный (1 мин) |
Приветствие обучающихся. Мотивация обучающихся на эффективную работу. |
Взаимодействуют с учителем. Готовятся к началу урока. |
Личностные (развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения). Коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами). Регулятивные (умения регулировать и прогнозировать свою деятельность на уроке). |
ΙΙ |
Вызов (актуализация знаний) (7 мин) |
Организация работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, побуждение интереса к получению новой информации: 1) фронтальный опрос: «Что вы знаете об алкенах?»; 2) организация работы обучающихся у доски (решение расчетной задачи на выведение формулы этилена, если известны массовые доли углерода и водорода и относительная плотность вещества по водороду) и анализ решения; 3) постановка проблемы: «Можете ли Вы зная строение алкенов, сделать предположение об их химических свойствах?» 4) уточняет тему урока: химические свойства алкенов, их применение. |
Отвечают на вопрос. Обучающийся у доски решает задачу: Массовая доля углерода в углеводороде равна 85,71%. Относительная плотность вещества по водороду равна 14. Какова молекулярная формула вещества? Составьте структурную формулу углеводорода, назовите вещество. Используя структурную формулу этена, делают выводы о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ, в частности алкенов. Зная особенности строение алкенов (наличие π-связи) предполагают типы химических реакций, в которые будут вступать алкены. Определяют цель урока: изучить химические свойства алкенов и тему урока: химические свойства алкенов. |
Личностные (умения управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях). Коммуникативные (умения владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем). Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция правильности ответов). Познавательные (умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблемы). |
ΙΙΙ |
Осмысление (получение новой информации) (25 мин) |
Организация работы по освоению новых знаний, сохранение интереса к изучаемому материалу, поддержание активности обучающихся. 1. Реакции присоединения (проверяет правильность составления уравнений реакций, корректирует знания, напоминает о необходимости использования правила Морковникова при составлении уравнений химических реакций, в случае необходимости помогает составить уравнение реакции полимеризации). 2. Реакции окисления (полное окисление (горение) и неполное окисление (обесцвечивание растворов перманганата калия и бромной воды (вместо бромной воды можно использовать йодную воду)) – показывает демонстрационные опыты или видеофрагменты. Просит объяснить наблюдаемые явления, даёт понятие о неполном окислении (взаимодействие этилена с раствором перманганата калия в кислой, нейтральной и щелочной средах по схемам реакций) и неполном каталитическом окислении (образование этиленоксида). Показывает взаимосвязь состава, строения, свойств и применения (схемы 3,4. Применение алкенов, стр. 100-101) |
1. Опираясь на ранее изученный материал, подтверждают, что для алкенов характерны реакции присоединения (наличие π-связи). Запись уравнений реакции (формулы пишут в структурном виде) присоединения на примере пропена у доски, повторение классификации реакций по присоединяемому реагенту: гидрирование, гидратация, галогенирование, гидрогалогенирование, полимеризация. На местах по группам моделируют на шаростержневых моделях реакции присоединения. Делают выводы о связи свойств со строением веществ. 2. Объясняют горение наличием углерода и водорода в молекулах алкенов, светящееся пламя большим % содержанием углерода в молекулах алкенов, чем у алканов. Расставляют коэффициенты в схемах реакций окисления методом электронного баланса. Делают выводы о том, что реакции взаимодействия алкенов с раствором перманганата калия и бромной водой являются качественными реакциями на π-связь. Делают выводы: химические свойства алкенов определяются наличием в их молекуле двойной связи. π-связь легко разрушается, по месту её разрыва могут присоединяться различные реагенты, т.о. для алкенов наиболее характерны реакции присоединения. Также алкены окисляются, для них возможны реакции отщепления. |
Личностные (умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения). Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, учёт позиций других людей, постановка вопросов и активное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической нормами речи). Регулятивные (мобилизация сил, определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности и работа по плану, организация рабочего места, распределение времени, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников). Познавательные (умения осуществлять поиск информации, самостоятельно работать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдения, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемы, формировать понятия, делать выводы. |
ΙV |
Информация о домашнем задании (2 мин) |
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. §12, с.89-101, задачи 7,8 или 9. |
Воспринимают информацию, выбирают уровень задания, уточняют информацию, фиксируют информацию в дневнике. |
Личностные (умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения). Коммуникативные (продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем). Регулятивные (осуществление выбора задания, прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения). Познавательные (извлечение необходимой информации). |
V |
Рефлексия (10 мин) |
Предлагает выполнить тест по материалам ЕГЭ. 1. Общая формула алкенов 1) CnH2n – 6 2) CnH2n – 2 3) CnH2n 4) CnH2n + 2 2. При гидрировании алкенов образуются 1) алкины 2) алканы 3) арены 4) спирты 3. Продукт реакции бутена-1 с хлором 1) 2-хлорбутен-1 2) 1,2-дихлорбутан 3) 1,2-дихлорбутен-1 4) 1,1-дихлорбутан 4. Пропен можно отличить от пропана с помощью реактива 1) гидроксида меди (II) 2) этанола 3) раствора лакмуса 4) бромной воды Обсуждает с обучающимися результаты теста. Совместное составление синквейна «Алкены». Подведение итогов урока. Предложение детям дать оценку урока и своей деятельности на уроке. |
Выполняют задания теста. Составляют синквейн «Алкены». Оценивают свою работу. |
Личностные (умения управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, оценивание усвояемого материала). Коммуникативные (умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, использовать речь для регулирования своего действия). Регулятивные (умение слушать, уточнение и дополнение высказываний обучающихся, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, оценка качества и уровня усвоения материала прогнозирование, коррекция, саморегуляция). Познавательные (умения строить речевое высказывание, работать с тестами, логически рассуждать, участвовать в обсуждении в фронтальном режиме, анализировать свою деятельность). |