Какие бывают правила
Расширять и закреплять знания детей о правилах поведения в природе, в театре, на дороге.
- Учить детей соблюдать правила поведения в различных жизненных ситуациях.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление.
Развивать речь детей.
Учить детей ориентироваться в материалах учебника.
Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
проводить анализ с целью выделения указанных признаков
отвечать на вопросы учителя.
- Правила поведения, этикет, общество.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка и принятие мотива учебной деятельности | Учитель. Попробуем ответить на вопрос: может ли общество людей жить без всяких правил? Может ли существовать общество без общих правил поведения, взаимоотношений, осуществления деятельности? Ответы детей. Учитель. Сделаем вывод: каждого человека окружают родные, близкие и незнакомые люди. Каждый человек трудится в коллективе, знакомится во время отдыха с новыми людьми, общается на работе, в магазине, на почте и в других учреждениях. Чтобы ладились дела и отношения между людьми, нужно выполнять правила, которые сложились в обществе. Поговорим об этом на сегодняшнем уроке. Учитель. Хотите узнать, как создавались правила в обществе? Какова история их создания? Послушайте мой рассказ и посмотрите видеоматериалы. Примерный рассказ учителя. Правила поведения возникли очень-очень давно в те далекие времена, когда люди еще жили в пещерах, одевались в звериные шкуры. Правила были необходимы для того, чтобы жизнь была мирной и безопасной, чтобы каждому члену первобытного общества было приятно находиться среди тех, с кем он делил кров и пищу, с кем вместе охотился и вел хозяйство. Правила устанавливали сами люди. Были вещи, которые разрешалось делать, но были и запреты. За невыполнение правил человека первобытного племени строго наказывали, потому что его поведение отрицательно сказывалось на жизни окружающих. Представьте, например, что дежурный, который должен был охранять и поддерживать огонь, вдруг засыпал, огонь гас. Это приводило к тому, что племя оставалось без тепла и еды, потому что ее не на чем было приготовить. Поэтому в первобытном обществе правила как запреты (табу), ритуалы соблюдались строго. Ученые предполагают, что первая книга о правилах поведения появилась в Египте около 2350 года до новой эры. Постепенно складывались правила поведения (этикет) по отношению к разным сторонам жизни людей. Правила, связанные с одеждой, культурой потребления пищи, ведением бесед, поведением в гостях и при приеме гостей у себя дома и другие. Например, уже в Древнем Риме обращалось внимание на то, как человек ест. Не приветствовалось правилами этикета чавканье, еда руками, разбрасывание и разбрызгивание пищи. Интересен такой факт: киевский князь Владимир Мономах, который княжил в 11–12 веках, давал наставление молодежи: «Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую. Соблюдать слово Господне». Это был своеобразный этикет. С 17 века известен сборник правил «Домострой», в котором подробно рассматриваются различные житейские ситуации семейного, хозяйственного, религиозного направления. А в начале 18 века, при царствовании Петра I, вышла книга «Юности честное зерцало», в которой были даны «показания к житейскому обхождению». В конце 18 столетия правила этикета вошли в уровень образования. Наряду со знаниями по литературе, искусству, приветствовалось посещение театра, художественных выставок, владение несколькими языками. Также человек должен был следить за своим внешним видом, одеваться не только в соответствии с модой, но и быть всегда опрятным и красивым. А знаете, когда появилось слово «этикет»? Это событие произошло при короле Людовике 14 во Франции в 17 веке. Однажды на одном из приемов в королевском дворце гостям раздали этикетки (карточки), на которых были записаны правила поведения во время бала. Так и стали использовать слово «этикет», то есть перечень хороших манер, которые раскрывали умения вести себя в обществе. Давайте теперь поиграем. Мальчики внимательно смотрят на экраны. Вам нужно будет повторить правила поведения мальчиков по отношению к девочкам. Оценивает класс. |
2 | 2. Основная часть урока | Учитель. Предлагаю посмотреть видеоматериалы и ответить на вопрос: что нужно делать, чтобы наш дом, двор, улица, город были чистыми и красивыми? |
3 | 3. Итог урока. Анализ результатов деятельности детей | Учитель. Сделаем вывод: от каждого из нас зависит, каким будет окружающая среда, в которой мы живем. Надо всем задуматься, почему улицы городов в хозяйственном мусоре; почему исписаны стены наших подъездов, а почтовые ящики обгорелые? Каждый должен относиться к своему подъезду, двору дома, улице, как к своей квартире, то есть поддерживать чистоту и не допускать нарушения правил поведения. Каждый должен задумываться о том, что содержание в порядке окружающей среды требует больших затрат государства: уборки, ремонта. И чем больше мы мусорим и портим общее имущество, тем больше денег затрачивает государство на налаживание порядка. Работа с учебником на с. 88 Учитель. Прочитаем высказывания Егора и Даши. Согласны ли вы с ними? Ответы детей. Работа с учебником на с. 89 Учитель. Рассмотрим схему в учебнике. Приведем примеры. А теперь вспомните свое посещение театра, кино, музея. Как вы себя ведете в таких местах? Есть правила поведения в театре. Работа с учебником на с. 92–93 Учитель. Прочитаем правила поведения в театре. Ответы детей. Итог урока Учитель. Расскажите, какие выводы вы сделали из всего того, что мы обсуждали сегодня на уроке. Ответы детей. |