Как воспитать патриотизм на уроках физики?
Учитель занимается воспитанием опосредованно, через собственный пример, а отдельная система воспитания только вредит – считает педагог, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года 2009» Вадим Муранов. В одном из вебинаров корпорации «Российский учебник» эксперт высказал свое веское мнение на тему того, что представляет собой настоящее воспитание патриотизма на уроках физики. Представляем вашему вниманию тезисы данного подхода, а также некоторые материалы к нему.Патриотизм и лжепатриотизм
Учитель так или иначе занимается воспитанием: передает свое отношение к предмету (интерес или его отсутствие, что тоже бывает), принимает участие в выборе вуза, советует темы для проектов и исследований. Так, через естественное взаимодействие с учениками и выстраивается воспитание. Если же создавать специальную систему воспитательной работы, это может привести к недальновидному воздействию на детей для галочки.
Речь идет в том числе и о воспитании патриотизма. Педагог может обсуждать с детьми положение физики и физиков в своей стране, исходя из собственного интереса, из желания поделиться с учениками важной информацией, которая повлияет на их взгляды, отношение к предмету. Такие разговоры получаются сложными, но они не оставляют детей равнодушными к науке. Другой путь развития патриотизма на уроках: попытка передать восторженную любовь, рассказывая исключительно о достижениях великих российских физиков и полученных ими наградах, без указания ошибок, совершенных в адрес деятелей науки. Такой подход можно назвать лжепатриотизмом — он дает искаженное представление об истории своей страны и ни к чему не ведет.
Положение российских физиков
К сожалению, физика в России никогда не была в чести. Яркая иллюстрация: в учебниках А.В. Перышкина для 7–9 классов представлено более 20 главных зарубежных физиков и лишь 7 российских, что в полной мере отражает вклад России. Получается, физика — это не совсем наша наука? Приходится признать, что мы действительно долгое время отставали в направлении физики. Университеты в России появились позже, чем в Европе, преподаватели для них находились с трудом. Догнать и перегнать в направлении физики другие страны по исторически-социальным причинам пока не получается.
Малый интерес к физике подтверждают биографии ученых, часто работавших вопреки обстоятельствам и получавших признание лишь посмертно. Почему им не давали работать? Были другие цели, другие приоритеты, не включающие развитие науки, — вот часть истории, которую нужно принять. К гордости должно прибавляться чувство ответственности за то, что было, — это и есть настоящий патриотизм.
Да, на уроке порой сложно выделить время, чтобы поговорить о том, кто, как и для чего развивал науку. Но без этого формулы, задачи получаются оторваны от жизни. Физика превращается в изучение сухих данных, и не всегда понятно, зачем их нужно знать. Может быть, пора изменить подход и показать, что не задачи, а люди делают физику физикой? Нечего было бы изучать на уроках, если бы не сумасшедшая, одержимая преданность своему делу ученых, создававших фундамент науки. Правдивый обзор того, как жили и трудились научные деятели, помогает сформировать интерес учеников и к науке, и к истории своей страны.
Если говорить о современной физике, то следует затронуть такую тему, как «утечка мозгов», — тенденцию, которую невозможно не заметить. Почему наши ученые уезжают за рубеж воплощать свои идеи и мечты? Честный разговор на эту тему, возможно, поможет подрастающему поколению изменить ситуацию.
Факты, о которых не принято говорить
В 1919 году Социалистическая академия не избрала в свои члены Константина Эдуардовича Циолковского, оставив его тем самым без средств к существованию. Физико-химическое общество также не оценило значимость разработок ученого. К.Э. Циолковского спасло от голодной смерти в годы разрухи только внимание Совета Русского общества любителей мироведения — он был принят в это научное общество и стал получать пенсию.
Александру Степановичу Попову приходилось ограничиваться скромными средствами из Минного класса. Изобретатель настойчиво напоминал о необходимости подготовки специалистов нового дела и организации отечественного производства приборов для беспроволочного телеграфирования, однако не был услышан. 13 января 1906 года А.С. Попов был вызван к министру народного просвещения (уже не в первый раз). В кабинете ему пришлось объясняться с министром внутренних дел — тот хотел внедрить в институт тайных агентов. Ситуация оказала страшное влияние на ученого: после разговора у него произошло кровоизлияние в мозг, и великий изобретатель умер в полном расцвете сил, в 47 лет.
Военная Коллегия Верховного Суда СССР арестовала Сергея Павловича Королева в 1938 году по статье 58-7, 11. Ученого приговорили к 10 годам лагерей, позже срок сократили до 8 лет. С.П. Королев был освобожден в 1944 году и полностью реабилитирован только в 1957-м. Первый год ученый содержался в Бутырской тюрьме, где подвергался на допросах жестоким пыткам и избиениям. После — отправлен на «общественные работы» на Колыму, золотой прииск Мальдяк. В 1940 году С.П. Королева поместили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Там он принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 под руководством другого заключенного, А.Н. Туполева. Параллельно с этим Сергей Павлович инициативно занимался проектами управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. В 1942 году ученый оказался на авиазаводе № 16, где шла работа над ракетными двигателями, а точнее, в КБ тюремного типа, ОКБ-16, при заводе.
Патент на «свечу Яблочкова» был выдан во Франции 23 марта 1876 года. Тогда же изобретение стало «гвоздем программы» на выставке физических приборов в Лондоне. Ученая общественность всего мира считала, что Павел Николаевич Яблочков открыл новую эру в развитии электротехники. Однако в России изобретение оказалось не востребовано. П.Н. Яблочков предложил свою разработку военному министерству, но чиновники не заинтересовались. Тогда ученому пришлось продать изобретение французам. Признания в России ученый так и не дождался. Павла Яблочкова не стало 31 марта 1894 года. На тот момент он находился в России, сильно болел и испытывал материальные трудности.
Изобретателю Ивану Ивановичу Ползунову пришлось приложить немало физических и душевных сил для создания своего знаменитого агрегата. Тяжелая работа серьезно повлияла на здоровье конструктора. Дождаться запуска своего изобретения И.И. Ползунов так и не смог — он умер от чахотки за неделю до этого события. Машина заработала 7 августа 1766 года и действовала до ноября. Когда котел прогорел, машину решили не восстанавливать: разобрали ее на части, об изобретателе надолго забыли — несмотря на то, что за непродолжительное время работы изобретение окупило расходы и принесло существенную прибыль.
Если вы хотите высказаться, вступить в живую дискуссию с нашими экспертами, подписывайтесь на анонсы вебинаров и участвуйте в обсуждении актуальных вопросов онлайн!