Как строится текст. Окончание текста
- познакомить со структурой и цельностью текста; тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам
- текст, структура текста
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Обратите внимание. Ученикам 2 класса не следует объяснять такие понятия, как «цельность текста» или «коммуникативные намерения говорящего». Однако работа с деформированными текстами позволяет им получить первоначальные представления об этих феноменах, если предложить подумать: зачем, с какой целью автор рассказывает эту историю? Можно ли сказать, что этот «текст» передаёт именно то, ради чего он рассказывается? Подобные вопросы рекомендуется задавать периодически при работе с другими упражнениями блока «Развитие речи». Это послужит осознанию и формированию целевой установки при создании собственных текстов. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за незавершённым текстом. Проводится фронтально, с опорой на вопросы и рисунок к тексту. Так как прямого указания на то, что произошло дальше, нет, ученики предлагают свои варианты окончания текста. Если они ограничатся одним предложением, например: «Это была белка», — и скажут, что текст закончен, следует попросить их представить, что было дальше. Варианты окончания текста учитель записывает на доске. В результате ученики должны увидеть начало текста в учебнике, а его окончание — на доске. Только после этого следует проводить работу по подбору заголовков. Необходимо, чтобы ученики самостоятельно или под руководством учителя пришли к выводу, который сформулирован в рубрике «Обрати внимание». |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — работа с деформированным текстом, выбор подходящего окончания. Выполняется фронтально или самостоятельно хорошо успевающими учениками (в классах с высоким уровнем подготовки). Сложность выполнения упражнения заключается в том, что любое из предложенных окончаний текста не нарушает его смысла, однако только второе окончание соответствует целевой установке автора. Если ученики выбрали первое или третье окончание, необходимо, чтобы они поняли свою ошибку. Можно спросить, хотел ли автор в этом тексте доказать, что весенний лес красивее (попутно отработать ударение в слове красивее) зимнего, описывает ли автор лес во все времена года и т. п. Следует также прочитать вслух текст с ошибочным окончанием, чтобы продемонстрировать нарушение авторского замысла. После подбора заголовка текст записывается в тетради. Необходимо проверить правильность списывания. |
4 | 4. Словарная работа | Записать слово однажды, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
5 | 5. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма при отсутствии линии, ограничивающей высоту строчных букв. Прописывается последовательность строчных букв щ, ц с обязательным контролем одинаковой высоты букв и одинаковой величины петли. Прописывание последовательности строчных букв у, ц, у, ц с обязательным контролем высоты букв и соблюдением необходимой длины уходящих вниз элементов. |
6 | 6. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |