Как строится текст. Начало текста
- наблюдать за структурой текста; учить восстанавливать начало предложенного текста
- структура текста, начало текста, окончание текста
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике – повторение темы «Текст»; работа с незавершёнными текстами. Проводится фронтально. Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. После этого ученики предлагают свои варианты окончания текста (если возникают трудности, учитель просит обратиться к рубрике «Подсказка»). Важно, чтобы в обсуждении приняли участие как можно больше учащихся. Вариант выполнения. Предложить ученикам вместе дописать текст. В этом случае ученики сначала обсуждают, каким будет окончание текста — его основная мысль, затем формулируют эту мысль. Учитель записывает вариант на доске, читает и предлагает ученикам (если это необходимо) улучшить текст, например добавить какие-то выразительные или уточняющие слова, убрать лишние слова и т. д., т. е. фрагментарно вводятся элементы редактирования текста (исправления вносятся в запись на доске). После того как этот этап работы завершён, текст читается целиком, к нему подбирается заголовок. Если позволяет время, текст списывается в тетради (учитель выборочно — не на оценку — проверяет правильность списывания). |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — закрепление представлений о таком необходимом элементе (части) текста, как начало. Важно, чтобы при обсуждении правильности выбора того или иного начала текста (правильным является третий вариант) ученики объясняли свою точку зрения. Если дети затрудняются с ответом, следует предложить им прочитать текст с каждым из вариантов начала и объяснить, в каких случаях они чувствуют нарушения в единстве текста — в его смысле, содержании, настроении. Если позволяет время, текст списывается на уроке, если времени для списывания недостаточно, то эта часть работы задаётся на дом. |
4 | 4. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописывается ряд прописных букв И, Й, И, Й с обязательным контролем одинаковой высоты основных элементов букв и отработкой положения верхнего элемента буквы Й. |
5 | 5. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |