Как сделать занятия летом интересными?
Организовать занятия летом не самая простая задача, ведь на каникулах дети хотят отдыхать. Но любой отдых обычно предполагает какую-то деятельность. Светлана Анащенкова, член авторского коллектива УМК «Технология. 1-4 классы» рассказала, как совместить учебную деятельность и отдых летом.Во время использования «Тетради проектов» и пособия «Моя мастерская» серии «Перспектива» важно выбирать задания именно с летней тематикой. Эта рекомендация распространяется на все издания, по которым вы занимаетесь с детьми. Ребенок сразу погрузится в процесс и заинтересуется, начнет выполнять задания. Предложите ему рассмотреть тетрадь проектов, по которой он будет заниматься на следующий год, и подготовить нужные материалы и инструменты.
Основной задачей проекта является личностное изменение ребенка. Во время учебы ребенок, как правило, не помнит об этом. Поэтому выполнение заданий в летний период поможет усилить ощущение личностных изменений и даст детям новый опыт. Ребенку важно понимать, каким образом меняется он сам.
Организация проектной деятельности. Этапы работы над проектом
С материалом в тетради можно работать по-разному, но важно проходить все этапы проекта. Эту таблицу можно использовать с детьми, чтобы определить, какую работу ребенок будет выполнять самостоятельно. Здесь мы говорим о принятии самостоятельного решения. Но эта работа подходит только для школьников — дошколятам будет рано.
Почему так важен план? Ребенку так легче рефлексировать. План нужно записать на доске.
- Проблема. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта.
- Проектирование (планирование). Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей.
- Поиск информации. Поиск необходимой информации, уточнение плана выполнения проекта.
- Продукт. Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.
- Презентация. Рефлексия. Подготовка и защита презентации. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
- Портфолио. Оценка результатов. Папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Применение предметных знаний на практике
Часто дети не знают, куда применить знания. Например, если посмотреть на этот разворот, можно предположить, что для лепки ученикам пригодятся знания простых геометрических фигур. Где это знание пригодится нам еще? При проектировке мебели, строительстве зданий. А для чего, например, нужен счет? Нужно ли уметь считать, чтобы изготовить фигурки птиц? Конечно! Нужно определить, какое количество каждой детали нам понадобится. Но важно знать еще и размер. Например, в этих изделиях есть большие и маленькие шарики.
В результате для лепки объектов из пластилина мы применяли знания, полученные, в основном, на уроках математики:
- соотнесение реальных объектов с геометрическими телами
- размеры геометрических тел
- умение делить на части
Что важно при работе с текстом?
- Находить и извлекать информацию. Например, определить, какие герои есть в произведении. Если вы работаете с группой детей, можно поделить текст на части и тогда каждый выделит героев из своей небольшой части. Если ребенок один — читайте вместе с ним.
- Осмысливать и оценивать информацию. Есть главные герои, но без второстепенных персонажей невозможно показать развитие событий. То же самое с декорациями, если мы будем ставить спектакль по произведению — важно знать, в каких ситуациях находились герои.
- Интерпретировать информацию. Можно смотреть иллюстрации, предположить самостоятельно — использовать любые возможности. Но при этом важно опираться на авторский текст.
Опыт принятия решений. Разрешение проблем
Маленькие дети, вопреки мнению взрослых, могут решать учебные проблемы, но формулировать их должны родители и педагоги.
Задача: с помощью техники рваной мозаики создать костюм клоуна. Но важно сделать это не механически, важно, чтобы ребенок осмыслил задачу. Скажем, если под рукой нет цветной бумаги, можно поинтересоваться у ребенка, с помощью каких еще материалов получится выполнить эту работу? Например, с помощью фантиков или старых бумажных календарей или журналов. А это, кстати, еще и важное решение в пользу экологии.
Алгоритм:
- Определение позиций и возможностей.
- Обсуждение смысла задачи.
- Обсуждение действий, которые необходимо выполнить.
- Выполнение и корректировка действий.
Создайте проблемную ситуацию: положите перед ребенком бумагу нескольких цветов, в том числе неподходящих (например, черного). И спросите, какие из них он будет использовать в работе над костюмом клоуна, а какие — нет.
Ребенку важно набрать свой опыт самостоятельно. И часто это происходит в проблемной ситуации, когда он видит ошибку и сам пытается ее исправить.
С детьми второго класса мы действуем немного по-другому — предлагаем решить проблему самостоятельно, без подсказок.
Совет. Не пытайтесь избегать сложных геометрических форм. Учите детей чертить фигуры — этот опыт пригодится для разных проектов. К тому же, если на уроках технологии мы не учим детей чертить, велика вероятность того, что ребенок будет испытывать трудности в дальнейшем на занятиях по геометрии.
Формирование позитивного опыта
Ищите больше позитивных моментов в поведении и успеваемости учеников. Часто мы любим плясать от негатива: «не крутись! не смотри по сторонам! не разговаривай на уроке!». Попробуйте изменить подход: скажите спасибо ученику-непоседе за то, что он хотя бы 5 минут смог усидеть на месте и послушать учителя. Так вы закроете его потребность во внимании и в то же время переведете ее на другую плоскость: раньше ему хотелось нарушать дисциплину, чтобы его заметили, а теперь он может вести себя хорошо, чтобы педагог обратил на него внимание.
Позитивное подкрепление
- Подкрепление должно быть индивидуально значимым. Предложите каждому ребенку сказать кому-то из группы спасибо. При этом запомните, кому из детей спасибо не сказали. Дождитесь, пока выскажутся все, и скажите от себя спасибо тем детям, которых пропустили. В результате мы никого не упустили и позитивно оценили поведение всех детей.
- Подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением. Если вы видите, что ребенок сделал что-то хорошее, хвалите его сразу — здесь и сейчас. Взял правильно ножницы, внимательно слушает и т.п. — похвалите его, как только вы заметили что-то позитивное. При таком отношении у ребенка выстроится четкая связь — значит, дальше надо действовать так же.
- Связь между желаемым поведением и используемыми подкреплениями должна быть очевидной.
Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:
- взаимодействие (отношения);
- переживания;
- действия, повышающие самооценку (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).
C чего начать формирование позитивного опыта в дошкольном возрасте?
- Определение ролей и правил, необходимых для решения задачи. Например, если это выполнение какой-то детали для декорации, мы должны определить, как это должно быть сделано, по каким правилам, из каких материалов и т.п. Все эти позиции определяет педагог.
- Определение обязанностей, ролей и формулирование правил. Кажется, что дети это знают, но все-таки важно оговорить эти правила. Например, нужно еще раз подчеркнуть, что ножницы можно брать в руки лишь после того, как разрешит педагог.
- Следование установленным правилам, в том числе группового и социального взаимодействия. В дошкольном возрасте можно использовать одно-два правила, не больше.
- Рефлексия выполнения обязанностей и правил.
- Корректировка обязанностей и правил.
Опорные вопросы для педагога при работе в группе:
- Нужно ли работать вместе? Если да, то какую работу лучше делать вместе, а какую — одному?
- Учимся распределять обязанности: как определить, кому что лучше поручить?
- Нужно ли определять личный вклад в общую работу? Как это лучше делать?
Интересный проект для 4-го класса — игры. Чем же он интересен? Дело в том, что прежде всего для любой игры нужно придумать правила. Лабиринты и настольные игры помогают ребенку применить теоретические знания на практике.
Начинать формировать позитивное поведение можно с вопросов или фраз:
- Постановочный (тема, предпроектное исследование). Давайте попробуем... О чем хотели бы...? Чему хотели бы...?
- Выбор изделия, определения способа выполнения. Что будем выполнять...? Что интересного...? С кем вместе...?
- Подготовительный анализ. Что знаем...? Что еще необходимо узнать? Какие материалы, инструменты, приспособления необходимы? Какие приемы работы необходимо использовать? Как можно распределить работу?
- Планирование. Что? Кто? Где? Когда?
- Реализация. Как продвигается? В чем трудность? Требуется ли помощь? Фиксация деятельности (листы продвижения).
- Презентация продукта. Рефлексия. В какой форме? Кого пригласим? Что удалось / не удалось? Почему?
Листы самооценки работы в группе
Сделайте свои листы, или возьмите за основу приведенные ниже образцы.
Формирование мотивации достижения успеха и успешной продуктивной деятельности
Чаще мы ориентированы на неудачу, ведь проще вычленить из деятельности детей негатив, чем позитив. Тем не менее, нужно отталкиваться от позитива.
Достижение успеха- Четкое ориентирование на успех
- Правильная оценка возможностей
- Постановка реалистичных целей
- Здоровая самооценка
- Понимание важности неудач
- Радость новому виду деятельности
- Настойчивость, максимальное использование ресурсов
- Оптимистичный взгляд
Избегание неудач
- Успех неважен
- Неумение рассчитывать силы
- Постановка слишком легких или слишком трудных целей
- Завышенная или заниженная самооценка
- Страх неудач
- Страх неизвестного вида деятельности
- Отсутствие настойчивости, использование только легких путей
- Пессимистичный взгляд
Педагогические приемы для повышения мотивации ученика:
- Позитивное стимулирование
- Авансирование успеха
- Акцентуация достижений в деятельности
- Создание учебных ситуаций с элементами занимательности
- Опора на жизненный опыт учащихся
- Поэтапное формирование умственных действий
- Снятие тревожности и напряженности
- Разъяснение общественной и личной значимости учения
Образцы фраз, которые помогут вам и детям мыслить позитивно:
- Преодоление страха. «Чего ты опасаешься...?» «Бывает, что дети боятся...» «Что тебе кажется очень трудным...?»
- Скрытая инструкция. «Ты помнишь как... » «Ты помнишь, что лучше начать с...» «Здесь, вероятно, главное...»
- Авансирование. «У тебя получится...»
- Усиление мотивации. «Без тебя ничего не получится». «Только у тебя может получиться...»
- Высокая оценка части деятельности. «Вот это у тебя лучше всего получилось» «Я уверена, у тебя это получится!»
И не забывайте: заниматься и получать новые знания может быть интересно не всем — у детей нет понимания, что даст им эта деятельность. А если разрешить ребенку выполнять что-то самому, чтобы допускать ошибки и затем находить способы их исправления, его вовлеченность в процесс усилится.