Как самому научиться запоминать и развить эту способность у детей?
Какие процессы протекают в нашем мозге? Почему «тут помню», а «здесь не помню», если событие происходило не так давно? Что нужно сделать, чтоб стать обладателем суперпамяти и развить эту способность у своих детей и учеников?Рассказывайте о том, что вы прочитали
Большая часть той информации, которую мы поглощаем в школе или на работе, достаточно тяжеловесна. Вряд ли отчеты за вторую четверть, научные статьи о смешанном обучении или культурологических дискурсах, можно назвать легкими. Специалисты советуют: просто перескажите друзьям, родителям или коллегам материал. Во-первых, вряд ли вам удастся слово в слово, путаясь в терминах и причастных конструкциях, повторить прочитанную информацию. Во-вторых, пересказ задействует другие участки головного мозга. В-третьих, воспроизводя информацию, вы запомните ее в своем, «переваренном», но верном виде.Все как в анекдоте про молодого учителя: объяснил им тему в 10-й раз, уже и сам запомнил, и сам понял, а они все никак.
Не надо проговаривать вслух и «возвращаться» глазами
Два «не» в нашей подборке не будут лишними |
В статье про запоминание стихотворений я писала, что выучить текст такого формата проще, если проговаривать его вслух. Проверено на себе: в случае с крупными статьями этот метод не работает, тормозит и отвлекает. При чтении совсем не нужно шептать слова или пытаться мысленно проговорить то, что вы в данный момент читаете. При таком раскладе ваше внимание рассеивается, нервная система и глаза утомляются, а вот текст не запоминается. |
Обсуждайте и спорьте
«Если у меня есть собственное мнение насчет прочитанного, то я уж точно не забуду его суть», — как-то сказал мне ученик, и был абсолютно прав. Речь на тот момент шла о Холодной войне и деталях внешней политики США. Необходимость поиска аргументов для дискуссии в классе привела к эмоциональной связи с материалом. Когда помнишь, что вовремя выдвинутый факт может «поразить противника», запоминание его становится почти приятным действием. Выкладывайте свое мнение в социальные сети, комментируйте материал, устраивайте дискуссии с друзьями — метод проверен многими годами учебы на историческом факультете, а уж там запомнить огромный объем информации просто необходимо.Читайте также:
- Учимся читать быстро и продуктивно
- Обучение на Руси: как учились наши предки
- Широкий кругозор или узкая специализация: что выбрать?
Фиксируйте прочитанное: записывайте
Цветные ручки, маркер и стикеры — ваши помощники |
Если в данный момент ваша цель — запомнить научную статью, отчеты или сложный материал, то без заметок не обойтись никак. Метод конспектов связан с решением этой трудности: фиксируя услышанное или прочитанное в удобной наглядной форме, куда проще понять «мысль автора». Используйте яркие цвета (не более 2-х, кроме синего) или обозначения, выделяйте формулы маркером, составляйте списки. |
Фиксируйте прочитанное: рисуйте
Как вы думаете, почему инфографика и наглядные пособия столь популярны в образовательной среде? Да потому что визуализированную информацию куда проще принять, понять и запомнить. Читая трудный и перегруженный терминами материал, держите рядом лист бумаги, фиксируя на нем основные связи в тексте. Стрелочки, подчеркивания, зачеркивания и даже обычный человечек обязательно помогут: вы можете не вспомнить точную фразу, но вспомните расположение термина на листе и окружающие его связи, а после методом ассоциаций «вытяните» нужную информацию из памяти.Мнение эксперта: метод ассоциаций, эмоции и эстетика письма
«Если вам необходимо запомнить информацию не только быстро, но и надолго, придется работать с памятью серьезно. Самым удобным методом, который я часто использую в своей работе, является метод ассоциаций. Оставляйте своей памяти напоминания: ментальные и физические. Запоминайте образы, читая книги, пусть они будут смешными или серьезными, но истинно вашими. Пишите на листочках или стикерах напоминания или цитаты, размещая их вокруг своего рабочего места (подойдет и школьникам, и взрослым). Первое время возвращайтесь к написанному чаще, после — отслеживайте „краем глаза“.
Вторым любимым способом считаю эмоциональную связь: обсуждать прочитанное и писать мини-эссе, высказывая свое мнение, действительно очень важно. К тому же, так вы прокачаете еще и навыки письма и структурирования информации, а без них в будущем школьнику будет очень тяжело с поиском работы.
И обязательно выписывайте красивые фразы, если читаете художественную литературу, или важные мысли, если речь о научной. Зубрежка сама по себе бесполезна, мы читаем, чтобы обогащать наш интеллект и речь»
Когда лучше всего запоминать информацию?
Несмотря на то, что среди нас живут как совы, так и жаворонки, ученые пришли к мнению: самый важный текст лучше читать рано утром или в первой половине дня. Перед сном, когда у нас больше всего времени, читать с целью что-либо запомнить почти бесполезно, запоминание только ухудшается. Существуют и исключения из правил: если вам лучше всего мыслится (именно мыслится, так как запоминание — не механический процесс, а творческий, если речь о понимании прочитанного) вечером или ночью, запланируйте это время суток.Где лучше всего запоминать информацию?
Пусть вам и вашей памяти будет удобно |
Тут мнения могут опять разойтись. Кто-то настоятельно советует учить в тишине, а кто-то так привыкает к стороннему шуму, что совершенно спокойно готовится на переменах, в перерывах и в грохочущем метро. Но я настоятельно советую школьникам готовиться в спокойной обстановке. Найдите место, где ничто не будет вас отвлекать, бросаться в глаза и перетягивать внимание на себя. Чем дольше мы сосредотачиваемся на необходимости запоминать и понимать, тем меньше нам этого хочется. Если процесс заучивания или даже просто чтения будет ассоциироваться у вас с негативом и раздражением, то его результаты вряд ли будут удачными. |