Как прибавить число?
Формировать умение выполнять сложение двузначного числа с однозначным числом в пределах 20 без перехода через десяток.
Формировать умение складывать двузначное число с однозначным в пределах 20 без перехода через десяток.
Закреплять умения использовать правило перестановки чисел при сложении.
Закреплять понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение читать данные таблицы.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, мышление, математическую речь учащихся.
Сложение двузначного числа с однозначным числом
определение количества предметов на рисунке
запись равенства, обозначающего количество предметов на рисунке
установление соответствия между количеством предметов на рисунке и числом
сложение в пределах 20
работа с таблицей
выполнение сложения по цепочке.
Сложение двузначного и однозначного чисел в пределах 20, десятичный состав двузначного числа.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация десятичного состава двузначных чисел: учащиеся записывают числа в виде суммы десятков и единиц. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Сложение однозначных чисел, прибавление однозначного числа к 10, используя изученные приёмы вычислений. Учащиеся выполняют вычисления и записывают результаты. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Основной алгоритм сложения, используемый при вычислениях, сформулирован как вывод в конце задания. Учащиеся выполняют вычисления с опорой на рисунки. Учитель объясняет, что в каждой стопке 10 тарелок (пересчитывать их каждый раз не нужно). Вопрос. Сколько тарелок на первом столе? Ответ. 10 + 6 = 16. Вопрос. На этот стол поставили ещё 2 тарелки. Сколько стало тарелок? Ответ. 16 + 2. Вопрос. Как посчитать? Дети отвечают своими словами, например, назвать следующее чётное число. Учитель предлагает записать равенство (16 + 2 = 18) и подчеркнуть единицы, подводит к выводу: в стопке 10 тарелок да ещё 6 и 2 — всего 18. Аналогично проводится работа с остальными рисунками. Вывод обязательно проговаривается учителем: нужно посчитать отдельные тарелки, а потом добавить десяток. С опорой на записанные равенства формулируется вывод: единицы складываем с единицами. Работа с интерактивным заданием. Задание способствует закреплению приёма прибавления единиц к единицам при сложении двузначного и однозначного чисел. Ученики определяют, сколько пуговиц на одном прямоугольнике (десять), сколько десятков и отдельных пуговиц на каждом из рисунков, повторяют приём прибавления единиц и записывают равенства под рисунками. Пример рассуждения: «На первом рисунке слева 1 десяток пуговиц и ещё 4 (всего 14), справа — 4 пуговицы, складываю единицы (4 плюс 4 равно 8). Прибавляю десяток: 10 плюс 8 равно 18. Записываю равенство: 14 + 4 = 18. На втором рисунке слева 1 десяток пуговиц и ещё 5 (всего 15), справа — 4 пуговицы, складываю единицы (5 плюс 4 равно 9). Прибавляю десяток: 10 плюс 9 равно 19. Записываю равенство: 15 + 4 = 19.» |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Сложение двузначного числа с однозначным с опорой на рисунки. Учитель подчёркивает, что на каждой нитке 10 белых бусин, пересчитывать их не нужно. Чтобы ответить на вопрос «Сколько всего бусин на нитке?», учащиеся определяют, сколько на этой нитке цветных бусин, и прибавляют к этому числу десяток белых бусин. Далее учитель объясняет, что под каждой ниткой нарисовано столько бусин, сколько ещё добавила Катя на эту нитку. Вопрос. Сколько стало цветных бусин на этой нитке? Ответ. 3 + 4 = 7. Вопрос. Сколько всего стало бусин? Ответ. 10 + 7 = 17. Вывод. Было 13 бусин, добавили 4, стало 17. Записываем равенство к первому рисунку, подчёркивая единицы: 13 + 4 = 17. Аналогично проводится работа с остальными рисунками. Вопросы к рисункам нужно задавать в довольно быстром темпе, чтобы исключить возможность пересчёта. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения прибавлять однозначное число к двузначному числу. Учащиеся выполняют вычисления и записывают результаты в нижней строке таблицы. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Постепенный переход к операциям с числами (наглядные опоры исключают возможность пересчёта). Учащиеся устно находят шарик-подсказку, называют его цвет и проговаривают получившееся равенство. Затем они записывают равенства из одного столбика (по выбору). Ученики, которым трудно записать ответ сразу, фиксируют промежуточные вычисления: 11 + 3 = 10 + 4 = 14. Полезно подчёркивать единицы определённым цветом. Работа с интерактивным заданием. Применение приёма сложения двузначного и однозначного чисел без перехода через десяток. Учащиеся выполняют вычисления и соединяют запись сложения и ответ. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения складывать двузначное число с однозначным в пределах 20 без перехода через десяток. Учащиеся выполняют сложение и соединяют примеры с одинаковыми ответами. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Выполнение вычислений по цепочке, запись пропущенных чисел. Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток, используя изученные приёмы вычислений. |