Как появляются многозначные слова
- познакомить с многозначными словами; выяснять причины появления у слова нескольких значений; учить работать с толковым словариком
- значения слов, многозначность слова, сочетаемость слов, метафора, толковый словарь
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за многозначными словами. Работая с дидактическими рисунками и предложениями, ученики при помощи учителя или самостоятельно должны сделать вывод, что большинство значений многозначного слова появляется по принципу «похоже на...»: сосновые и еловые иголки похожи на иглы для шитья; осень названа золотой, потому что похожа на цвет золота. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» знакомит с механизмом использования слова в нескольких значениях (перенос значения на основе сходства — метафора: термин не используется). |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике закрепляет материал рубрики «Тайны языка», организует наблюдение за значениями многозначного слова. Выполняется фронтально. Необходимо, чтобы ученики чётко представили себе, что значения слов появились на основании сходства («похоже на...»), поэтому в случае затруднения следует направлять их размышления: «На что это похоже? С чем сравнивается?» Возможная трудность. Дети могут не знать некоторых значений, поэтому следует употреблять предложенные словосочетания в контексте (в предложении), например: «За билетами на футбольный матч выстроилась огромная очередь, хвост которой оказался около метро»; «У Димы стальная воля: сегодня он не съел ни одного пирожка»; «Наша бабушка очень добрая, люди говорят, что у неё золотое сердце». |
5 | 5. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Методический комментарий: В качестве дополнительного задания учащиеся подбирают похожие примеры многозначных слов. Чтобы помочь ученикам в подборе собственных примеров, можно предложить им такое задание: «Назовите слово: 1) письменная принадлежность, с помощью которой пишут (ручка); 2) часть гвоздя, по которой ударяют молотком (шляпка); 3) часть чайника, из которой льётся вода (носик); 4) часть стола, опора стола (ножка)». Можно также продемонстрировать похожие предметы (или их изображения), чтобы ученики установили сходство, на основе которого у слова возникло новое значение. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике (по выбору) — знакомство с метафорой. Выполняется фронтально, устно. В процессе выполнения последнего задания учитель может записать на доске придуманные учениками предложения, которые потом они списывают в тетради. Можно предложить дополнительное задание: «Расскажите, как выглядела бы картинка к этому стихотворению, если бы выделенные слова художник изобразил в основном значении». |
7 | 7. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» знакомит ещё с одним механизмом появления у слова новых значений (перенос значений по смежности — метонимия: термин не используется). В отличие от предыдущих упражнений, где анализировались значения, появившиеся на основании метафорического переноса («похоже на...»), в случае с метонимическим переносом невозможно подобрать такую «формулу», поэтому приведены и анализируются самые простые примеры. Не рекомендуем в качестве дополнительного задания предлагать ученикам установить принцип, на основе которого появилось новое значение. Материал рубрики разбирается с помощью дидактического рисунка. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (работа в группе) — работа в группах с толковым словариком, выяснение значений многозначного слова; повторение материала о сочетаемости слов. Результаты работы в группах обязательно обсуждаются. Два-три слова могут быть предложены для домашней работы. |
9 | 9. Словарная работа | Записать слова ноябрь, дежурный и родственные им, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этими словами, предложения записать в рабочие тетради. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописываются строчные буквы ч, ъ, ь, ы с обязательным контролем одинаковой высоты букв. |
11 | 11. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |