Как определить значение многозначного слова
- наблюдать за значениями многозначного слова в тексте
- многозначность слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Если на предыдущем уроке ученики получили домашнее задание, урок начинается с его проверки. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за многозначными словами; составление собственных предложений. Выполняется фронтально. Сначала ученики называют многозначное слово и значение, в котором оно употреблено, затем продолжают предложение. В классах с высоким темпом работы могут быть записаны все предложения, в остальных — одно-два. Многозначные слова и их значения: класс (ученики), чайник (содержимое чайника), зал (зрители), сад (дети), ложка (содержимое ложки), ваза (содержимое вазы). Если кто-то из учеников затрудняется в понимании значения многозначного слова, рекомендуем показать, как многозначное слово может быть заменено или дополнено (распространено) без изменения смысла предложения: «Класс рассмеялся, услышав шутку учителя. — Ученики рассмеялись, услышав шутку учителя»; «Съел целую вазу и захотел ещё. — Съел все яблоки в вазе и захотел ещё». |
3 | 3. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за многозначным словом в тексте. Выполняется фронтально. Сначала ученики читают тексты и определяют значение слова гром в каждом из них. Списывание (обоих текстов или одного из них) проводится по усмотрению учителя в зависимости от темпа работы класса. При чтении второго текста необходимо обратить внимание на место ударения в слове украи́нский. Целесообразно, чтобы это слово произнесли все ученики (можно хором) с правильным ударением. |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию. Ученики в ходе обсуждения ситуации должны прийти к выводу, сформулированному в рубрике «Тайны языка». Для подтверждения правильности вывода учитель может привести ещё несколько примеров многозначных слов, произнося их сначала вне контекста, а затем в тексте. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — наблюдение за многозначным словом в тексте, выделение имени прилагательного на основании вопросов и значения. Обсуждение значения слова проводится фронтально, устно; списывание — самостоятельно, с обязательной проверкой. Вторая часть задания может быть предложена для индивидуальной работы. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (работа в паре) — выяснение разных значений одного слова в тексте, подготовка к восприятию темы «Синонимы». Выполняется в парах с последующим сравнением результатов работы. Так как в словарике даны не все значения слова ставить, следует обращаться к словарику только на заключительном этапе работы. Ученики должны сначала установить значение слова, а затем попытаться заменить его близким по значению (термин «синонимы» учитель не использует). Ответы: ставить дом — строить дом; ставить опыт — проводить опыт; ставить счётчик — устанавливать счётчик; ставить фильм — снимать фильм; ставить пироги — готовить пироги (не «печь», так как имеется в виду «ставить тесто», а «готовить» включает в себя и приготовление теста); ставить диагноз — сообщать, объяснять диагноз (здесь лучше использовать эту замену, так как далее следует прямая речь, слова врача, что подтверждает правильность замены); ставить точку (в значении «завершить») заменить труднее всего, так как можно только изобразить действие, что не совсем правильно, поэтому следует оставить без изменения. Возможный вариант выполнения. При выполнении данного упражнения можно организовать работу в группах. |
7 | 7. Словарная работа | Записать слово вдруг, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этим словом; если позволит время, предложения записать в рабочие тетради. |
8 | 8. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописывается ряд строчных букв е, ё, с, э с обязательным контролем одинаковой высоты букв. |
9 | 9. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |